2 декабря в Киеве свой новый альбом "Выше головы" презентует одна из самых интересных украинских групп - SunSay. Накануне Дарья Слободяник поговорила с ее лидером Андреем Запорожцем о новой пластинке, его дочери и группе 5'nizza.
Интервью c Запорожцем – всегда нечто вроде "русской рулетки". Он может прийти на встречу в отличном настроении, будет шутить и с невероятной глубиной рассуждать о музыке, искусстве и любви, а может быть не в настроении, закрыт и отвечать односложно. Поздним субботним вечером, за неделю до большого киевского концерта SunSay, мне повезло: Андрей пришел в ресторан "Любимый дядя" голодный и оттого слегка напряженный, но быстро съел тыквенный суп и мгновенно подобрел. Я рассыпаюсь в комплиментах новому альбому "Выше головы", который и вправду вышел цельным, сильным и философским, Запорожец спокойно улыбается, кивает и только повторяет: "Спасибо". 37-летний Сан, как называют его поклонники и друзья, много лет практикует медитацию, увлекается буддизмом и оттого, как мало кто в современном мире, умеет концентрироваться на главном и не обращать внимание на мелочи. Разговор с ним часто похож на сеанс у психотерапевта или йогу – перезагружает и заставляет посмотреть на привычные вещи по-новому.
Мы сочиняли альбом два года – то тут, то там: в Харькове, Питере и на Бали. Чтобы все закончить, я буквально месяц жил на студии – на улице бывал, только когда ходил пешком из дома в студию и обратно. Этот месяц я был очень счастлив. Возможность концентрироваться на творчестве и не отвлекаться на второстепенное - большое счастье; это мне нравится больше, чем веселиться, тусоваться и гулять. Что еще дает такие переживания, как творчество? Это, по сути, любовь, только в другой форме – через слова, звуки, музыку.
Так вышло, что в новом альбоме много дуэтов – с Ваней Дорном, группой All in Orchestra, рэпером T.Check. В этом нет никакой концепции – мне просто нравится работать с талантливыми людьми. На мой взгляд, самая интересная песня в этом альбоме – Endless Love, которую мы придумали и записали совместно с необычным оркестром All in Orchestra. Это интересный эксперимент, это звучит свежо и это ближе всего к тому, что я называю искусством. Ничего революционного, конечно, в ней нет - западные музыканты уже это делали в конце 60-х – начале 70-х годов. Стили, за которые я берусь, вообще хорошо получаются у черных ребят (улыбается – прим.авт.)
Участвовать в национальном отборе на "Евровидение" я поначалу не хотел, а потом подумал: я никогда не пробовал, откуда же я знаю, что это не мое? Я рад, что пошел на конкурс именно с песней Love Manifest, которую мы создали вместе с Женей Филатовым - она была очень уместна и точно выразила меня тогдашнего. Резонанс был большой, да и опыт для меня интересный, хотя, как и все в этом мире, у этой медали две стороны (задумчиво). Пожалуй, я не войду в эту реку дважды.
Я люблю соревноваться, но это работает, когда дело касается исключительно музыки. Например, если я вижу вокалиста, который умеет что-то, чего не умею я, то я просто "взрываюсь" и тут же хочу научиться делать так, как он, или даже лучше. Меня очень стимулируют музыканты, которые в чем-то лучше меня. Я стараюсь "быть" и взаимодействовать именно с такими людьми, поэтому в моем альбоме есть T.Check и Иван Дорн – люди, которых я считаю очень талантливыми. С Дорном мне всегда хотелось поработать, хотя лично знакомы мы не были и звонить ему было как-то неудобно. Но мой директор и менеджер убедили меня – и я позвонил. "Время-мираж" написали легко, хоть и на расстоянии – а получилось очень честно, про нас с Ваней.
Накануне конкурса ("Евровидение") я купил пиджак Comme Des Garçons и брюки Prada, но брюки надел всего пару раз. Они мне очень нравятся, отлично сидят, но Prada в обычной жизни я носить не могу. Весь этот год я был на гастролях с 5'nizza – мы объехали десятки стран, от Польши до Штатов. Я сплю где придется: в автобусе, самолете, такси, в зале ожидания в аэропорту. Как я могу быть при этом в Prada? (смеется).
Уже год, как состоялся реюнион группы 5nizza – и самое удивительное в этом всем знаешь что? Мы с Серегой (Сергей Бабкин ) можем не видеться месяц, но каждый раз, когда садимся в студии и начинаем работать, то придумываем за раз несколько песен! Я сделал новый альбом, потом послушал новый материал Сереги и понял, что нам никогда не удастся достичь по отдельности такого резонанса, какой мы достигаем вместе. У нас вместе получается что-то совсем новое – это и не совсем я, это и не совсем он. Удивительный союз! (смеется). Сейчас, в перерывах между гастролями, мы пишем новый альбом – он выйдет весной.
Наш новый альбом "Выше головы" – светлая музыка: я уверен, именно в такое беспокойное время нужно делать что-то, чтобы взбодрить людей. Рассвет придет, только нужно его увидеть. В мире всегда есть горе, а есть горы, леса, книги, музыка, хорошие фильмы, в конце концов. Насилие и мир ходят рядом.
Кто заставляет нас поглощать негативную информацию, которую каждый день транслируют некоторые СМИ? Кто сказал, что главное в жизни – покупать, потреблять и нестись куда-то сломя голову? Зарабатывать деньги – прекрасно, но кто сказал, что этот путь комфортен для каждого? Мы ведь все разные существа - давайте строить свой мир. У меня тоже есть фейсбук, я читаю новости, но стараюсь мыслить критично, а, во-вторых, всегда верить своим глазам и интуиции. Поэтому я не говорю лозунгами и избегаю многих вещей, на которых сейчас можно легко спекулировать.
Я отец-праздник: не так много времени провожу с Соней, поэтому когда мы вместе, мы просто веселимся. Ну, или творим, например, Соня помогала мне писать новый альбом. Она придумала слова Happy People – и у меня родилась одноименная песня.
Она очень своенравная, с ней сложно. Полгода назад на Бали мы снимали клип на песню Love Manifest, где Соня играла мою дочь, и по сюжету мы с ней ссорились и она уходила от меня в никуда. "Папа, как же я тебя брошу, как уйду от тебя? Так поступают только плохие дети!", – она так поверила в вымышленную реальность, что даже расплакалась и никак не хотела бросать папу, чего от нее по сюжету требовал режиссер. Вообще, моя дочь любит веселую музыку. Ее любимая песня в новом альбоме – "Кондрат", песня-сказка, песня-игра. Может, мне стоит больше писать веселой музыки? (смеется)
Саша Васильев из группы "Сплин" – поэт, Леонард Коэн – поэт, Сол Уильямс поэт, а я не поэт, я просто пишу стихи. К поэзии меня приучила мама – она преподаватель русского языка в университете, и в детстве мы учили наизусть Лермонтова, Гумилева, Бродского. Бродского я до сих пор не "раскусил" до конца – я вновь прослушивал его Нобелевскую речь какое-то время назад и думал: как возможно, что такие космические люди рождались на нашей планете еще совсем недавно?..
Фото: Арсений Герасименко