Спустя восемь лет затишья культовая певица 90-х Фиона Эппл выпустила новый альбом Fetch the Bolt Cutters – один из самых ожидаемых релизов года наряду с альбомами Кендрика Ламара и Фрэнка Оушена по версии Picthfork. И он как никогда подходит нашему сложному, тревожному времени.
Мир узнал о Фионе Эппл на вручении премии MTV Video Music Awards в 1997 году. 20-летняя певица тогда приняла награду за звание лучшего нового артиста. Она поднялась на сцену за наградой в прозрачном вязаном платье и сказала слова, которые вошли в историю. "Я не собираюсь делать это так, как все остальные", – это фраза также может относиться ко всем аспектам ее творчества. "Я хочу сказать, для тех, кто смотрит и слушает меня, этот мир – чушь собачья. Вы не должны моделировать свою жизнь исходя из того, что, по вашему мнению, мы считаем клевым и что мы носим и говорим". "Идите с собой. Будьте собой". После этого выступления Фиону Эппл назвали скандальной певицей, такой она считается и до сих пор, хотя на самом деле Эппл просто делает то, что считает важным и остается честной с собой.
Дебютный альбом Фионы Эппл вышел в 1996 году – это в чем-то депрессивный, невероятно сложный Tidal, определивший музыку девяностых. Если вы выросли в девяностые, то Эппл вам представлять не нужно: в 1997 году клип на ее песню Criminal был невероятно популярен, хотя наверняка многие из нас смотрели его тайком от родителей. 20-летняя худая девушка с длинными волосами извивалась, принимала ванну с парнями и девушками, валялась на полу, корчилась на кухонном столе и пела о своих грехах, страданиях и о том, что ей нужна защита. Как сказали б современные психологи, о сексуальной девиации. Режиссер Марк Романек назвал этот клип данью фотографиям Нэн Голдин 1980-х годов, а журналисты в 1997 году писали, что образ Эппл стал воплощением героинового шика. Это, в первую очередь, роскошное шелковое белье; узкие черные джинсы, растегунтый вязаный топ; в другой сцене – гольфы с люрексом, которые девушка стягивает с себя с ненавистью.
Секс, чувство вины, страдания, не всегда позитивный опыт, которые вынуждены переживать девушки в течение своей жизни – одна из ключевых тем творчества Фионы Эппл. Во многом это связано с ее трагическим опытом: Фиона выросла в Гарлеме в творческой семье, в 12 лет ее изнасиловали буквально у дверей ее дома. Первые песни она написала еще в 15, позже принесла их успешному продюсеру Эндрю Слейтеру – и ее карьера закрутилась.
Самые известные треки Эппл тех лет – Criminal, Paper Bag и Sleep to Dream. Певица часто упоминается в тех же предложениях, что Аланис Мориссетт и Тори Амос: это артистки, которые изменили лицо музыкальной индустрии, отвергнув идею, что женщина на сцене с микрофоном должна петь для одобрения мужчин и делать это красиво. При этом сама Эппл всегда говорила, что ее кумир и любимый музыкант – Джон Леннон, и ей хотелось бы сочинять такую же точную и поэтичную музыку, как и он.
В 2012 она выпустила четвертый альбом The Idler Wheel, в 2013 получила за него "Грэмми" и практически пропала с медийных радаров. В тот период в одном из интервью Эппл призналась, что страдала обсессивно-компульсивным расстройством на протяжении всей взрослой жизни; позже ее арестовали за хранение наркотиков. Но певица продолжала писать музыку – например, для кино и сериалов. Ее тревожный, сексуальный трек звучит во время начальных титрах сериала "Любовники" и становится его символом; под ее музыку неистово танцует Джей Ло в фильме "Стриптизерши".
Любопытно, что саундтреком для этого фильма стал именно Criminal, выпущенный, когда певице исполнилось 20 лет. Как и вся музыка в фильме "Стриптизерши", трек прекрасно отражает духу времени конца 90-х-начала 00-х. В 2019 году Criminal звучит особенно уместно и современно – именно сейчас, в эпоху #metoo, когда женщины наконец не бояться говорить о себе, честный стиль Эппл как будто возрождается среди нового поколения женщин-музыкантов. О влиянии Фионы Эппл на собственное творчество говорят Лана дель Рей и Билли Айлиш, а Канье Уэст в интервью не раз признавался, что всегда хотел быть в рэпе таким же крутым, как крута в написании музыки Эппл.
При всей своей нелюбви к публичности Фиона Эппл и сегодня остается настоящей иконой стиля, в первую очередь благодаря своим клипам. Автор большинства из них – ее бывший бойфренд, режиссер Пол Томас Андерсон (тот самый, который снял фильм "Призрачная нить"). По большей части гардероб, который носит Эппл в своих клипах, представляет собой мастер-класс в минимализме 1990-х, будь то культовый образ в Criminal или Fast As You Can. Некоторые из них вполне экстравагантные, например, "O Sailor," когда Эппл управляет кораблем в блестящем платье.
Один из главных "модных моментов певицы – в клипе Fast As You Can. Она ждет метро в идеально облегающем черном топе и длинной черной юбке, открывающей ее живот. Все, выросшие в девяностые, хорошо помнят этот типичный силуэт для того времени. В то же время ее любимым образом для красных дорожек в те годы был ансамбль в стиле гранж, укороченный топ без рукавов и мешковатые брюки, или, иногда, шелковое платье без рукавов – образ, который с удовольствием повторяют современные певицы.
Новый альбом Fetch the Bolt Cutters был записан полностью в доме певицы на Венис-Бич, что кажется особенно уместным в эти дни социальной изоляции. Альбом вышел 17 апреля, рецензии на него опубликовали The Guardian, New Yorker, Pitchfork, американский Vogue. Это "дикая симфония повседневности, непреклонный шедевр. Ни одна музыка никогда не звучала так, как она", пишет Pitchfork.
Альбом действительно не похож ни на что, что вы слышали раньше: здесь и блюз, и рок, и лирика, и фирменное фортепиано Эппл, и ее невероятная поэзия. Поэзии здесь даже больше, чем музыки: например, в заглавном треке 42-летняя Эппл рассказывает о неуверенности в себе, о том, как успешные девушки в школе заставили ее сомневаться в себе, о взрослении, о подростках и о жестокости. А еще во время записи Эппл стучит, кричит, хрипит – альбом откровенный и оголенный, как нерв, и слушать его непросто, но это, без сомнений, самая подходящая музыка для изоляции.