Найти студию Masterskaya непросто: она спрятана во дворах одинаковых новостроек на Печерске. Но в киевской музыкальной тусовке этот адрес уже знают. Летом, до официального открытия, я успела побывать здесь дважды — на закрытых прослушиваниях нового альбома Constantine и свежего материала группы YUKO. В студии площадью 300 кв. м, стены которой расписаны украинскими художниками (Машей Ревой, например), Дорн собирал "своих" не тусовки ради. Мы первыми в стране слушали новые песни музыкантов, а потом делились впечатлениями. В стенах Masterskaya Иван создает комьюнити неравнодушных людей, которые любят музыку.
Идея родилась у Дорна три года назад в Тбилиси, где он проводил мастер-класс в Creative Education Studio. Это что-то вроде школы, где пишут музыку, учатся играть на синтезаторах, снимать кино, занимаются дизайном. "Это так естественно, но почему-то в Киеве никто до этого не додумался", — делится Дорн. Мы сидим в курилке — самом уютном месте студии. Иван добавляет: "Давно мечтал о таком месте в Киеве, но не решался взять на себя ответственность". За неполных три года он создал команду, купил помещение на Печерске и построил Masterskaya. Здесь есть студия звукозаписи, аранжировочная и лекционное пространство. Со всего мира сюда привозят инструменты — синтезаторы, барабанные установки, фортепиано. Сочинять на них музыку уже осенью сможет каждый музыкант. Нужно всего ничего: самобытность и непосредственность. Жанр — любой: от джаза до хип-хопа. "А вот посредственности здесь не место", — строго говорит Дорн.
Для тех музыкантов, которые сотрудничают с Masterskaya, Иван прежде всего патрон и шеф, а потом уже друг и коллега. Юлия Юрина и Стас Королев из группы YUKO — сейчас это самый известный проект лейбла — говорят, что замечания Дорна по поводу музыки и текстов всегда точны и остры. Оля Чернышова, солистка группы [О], еще одного успешного проекта Masterskaya, признается, что очень хотела сотрудничать с Иваном и настойчиво отправляла ему свои демозаписи. Услышал, заметил. YUKO в этом году открыли фестиваль UPark, где выступили на одной сцене с Gorillaz и Massive Attack, группа [О] съездила в европейский тур. Артистов Masterskaya отличает яркая внешность (у солистов YUKO синие и желтые волосы, у Ольги из группы группа [О] — длинные дреды) и самобытный музыкальный стиль: YUKO играют фолктронику и ездят в экспедиции по Украине, собирая народные песни, группа [О] — лиричный электропоп. Летом интернет взорвала еще одна артистка, которая сотрудничает с Masterskaya, — 25-летняя Алина Паш. В клипе Bitanga (бітанґа — на родном для Алины закарпатском диалекте означает "хулиган") изящная девушка в карпатской гуне читает ироничный рэп под энергичный бит. За острый язык и любовь к хип-хопу в интернете Алину прозвали "Дорн в юбке". В апреле она записала дебютный трек, в мае отыграла на фестивале "Стрічка", в июле — на закрытии Одесского кинофестиваля и вечеринке Vogue UA.
Продюсировать музыку Дорну помогают гитарист "Дорнабанды" Сурен Томасян и a&r-менеджер Алексей Боев. С Суреном, одним из самых сильных украинских гитаристов, хотят работать все молодые артисты страны. Боев — композитор, с которым Иван дружит с шести лет. В Masterskaya шутят, что у Боева самая коррумпированная должность в команде: он получает около 500 писем в месяц, прослушивает все треки, которые приходят на почту лейбла, и ищет молодые таланты. Два раза в месяц в студии проходят худсоветы: Дорн с коллегами собираются на желтых диванах и обсуждают музыку, которую им присылают начинающие музыканты. Все публично и честно: худсоветы транслируют в "Инстаграме".
Masterskaya забирает много энергии, времени и денег", — говорит Дорн, когда я интересуюсь, не приходится ли ему жертвовать собственной музыкальной карьерой ради нового дела. В строительство студии он вложил собственные деньги; были попытки найти партнеров, но "они пытались навязать условия, и мы быстро расставались. Зато нам помогает компания Harman – они друзья Masterkaya".
"Я верю, что Masterskaya станет явлением — или как минимум альтернативой. Хочется быть как битники в мировой литературе". Здесь чувствуется, что собирать вокруг себя людей и заряжать их идеями — особый талант Ивана: он давно перерос амплуа просто артиста.
Референсом для съемки стилист Vogue UA Ольга Жижко выбрала 1970-е: расцвет панка и рок-н-ролла, время The Beatles, Игги Попа и Дэвида Боуи, которые ненавидели рамки и не терпели банальности. Дух свободы живет в Masterskaya.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Julie Poly
Стиль: Olga Zhyzhko
Ассисент стилиста: Nadiia Tatarinova