Розовые вина еще недавно вызывали улыбку и считались исключительно женским напитком, однако времена меняются и с каждым годом эта категория становится не просто более востребованной со стороны самых разных потребителей, но и предметом изучения винных экспертов, отмечающих самобытность этого напитка и его многогранность. Почему мир снова влюбился в розе нам рассказал Иван Бачурин, бренд-амбассадор Moët & Chandon в Украине.
Важно понимать, что розовое шампанское состоит из тех же сортов винограда, что и белое – пино нуар, шардоне и менье, а тот самом романтичный оттенок получается благодаря методике saignee или "кровотечения", когда красное вино добавляется в основной продукт. Но так было не всегда – изначально розе получали путем добавления ягод бузины. Изобретение процесса смешения красных и белых вин произошло в начала XIX века. Законодательство Шампани допускает до 20% использования красного вина – больше всего в свое розе его добавляет именно Moët & Chandon. Этот процент варьируется в диапазоне 15-17%, что дарит напитку особенную ягодность и насыщенность. Кстати, сегодня каждая третья продаваемая бутылка Moët & Chandon в мире – это именно розовое шампанское. В целом среди шампанских вин розе – это 20% рынка, а еще в 1990-х эта цифра варьировалась в районе 1-5%. Темпы популяризации розового шампанского действительно бешеные.
Такой стремительный рост популярности розового шампанского для меня сначала был загадкой. В какой-то момент я сам понял, что мне хочется заказывать именно этот напиток, поэтому пришлось разбираться в статистике и трендах. В Европе этот тренд зародился в самом начале нулевых, когда вместе сложились несколько определяющих факторов.
Первый и главный – климатические изменения, а именно глобальное потепление. Все мы знаем, что в жаркую погоду не хочется красного, а многим не хватает в белом насыщенности вкуса. Плюс белые вина обладают достаточно большой кислотностью, что также требует поиск компромиссного решения. Им и стало розовое вино, тихое или шампанское. По сути розе – это белое, но с минимальной кислотностью и при этом по-настоящему богатым и интересным вкусом. В нем есть правильная доля танинности и его легко пить в любую погоду.
Второй фактор – эмоциональный. В 2006 году на экраны вышел роскошный фильм "Хороший год", после успеха которого весь мир обратил внимание на Прованс, а именно здесь делают одни из лучших розовых вин в мире. Элитная недвижимость в регионе начала активно распродаваться, а люди захотели хоть как-то окунуться в атмосферу этого волшебного места с помощью бокала розе.
Третий фактор – рост влияния Азии. Азиатская кухня достаточно специфическая и аутентичная – здесь любят "маскировать" продукты, чтобы было непонятно, что ты ешь – рыбу или мясо, растительный белок или птицу. Следовательно непонятно и какие напитки подавать – красные или белые вина. Идеальный ответ – розе. К тому же, розовое шампанское подчеркивает яркий и разнообразный вкус азиатских блюд. В этих странах мы сейчас наблюдаем колоссальный спрос на розе, которое наконец перестало быть гендерным напитком.
Четвертый фактор – протест поколений, ведь одними из главных потребителей розового шампанского являются представители Gen Z. Они не хотят играть по правилам, что белое к рыбе, красное к мясу, а игристое на аперитив. Розе – их ответ на все. Не стоит забывать и о визуальной привлекательности искрящегося в бокале розового шампанского – Instagram также сыграл немалую роль в популяризации розе именно среди молодого поколения.
Розовое шампанское – напиток, который изначально считался женским. Однако приятный розовый оттенок скрывает за собой очень богатый и интересный вкус, который абсолютно не имеет гендерных границ. В эту новогоднюю ночь мы с друзьями открыли трехлитровую бутылку Moët & Chandon Rose и по достоинству всю глубину вкуса оценили все собравшиеся, даже поклонники крепких алкогольных напитков.
Кстати, во время изучения всплеска интереса к розовым винам я нашел очень занятную рекламную листовку из 1970-х, на которой розе рекламировали брутальные мужчины, а надпись гласила REAL MEN DRINK ROSE. А одним из самых известных поклонников розе является Бред Питт, который был еще и одним из первых покупателей недвижимости в Провансе.
Розовое шампанское – это история о гастрономии, тот самый компромисс, когда нужно подобрать один напиток под самые разные блюда и вкусы. Розе можно сочетать и с мясом, вплоть до хорошего стейка, и с тонкой по вкусу белой рыбой. Важно, что розовое шампанское выдерживает грибы, а это может далеко не каждый напиток. Тут аромат леса правильно сочетается с ягодными нотами. Мне нравится как розе играет вместе с томатами, а это умами, которое в странах Азии называют тем самым пятым вкусом. Танинность и ягодность розового шампанского также выдерживает все пряное, без чего мы снова не можем представить азиатскую кухню. Даже с терияки розе будет хорош, попробуйте.
Еще один интересный факт – от розового меньше всего болит голова, ведь в нем намного меньше серы, чем в классических белых напитках.
Как я уже говорил, каждая третья бутылка Moët & Chandon, которая продается в мире – это розовое шампанское, а золотым стандартом в этом категории уже давно является Rose Imperial. Напиток обладает очень выразительным вкусом с нотками красной смородины, малины и клубники. Рекомендую всем, кто хочет ощутить настоящий взрыв вкуса даже в первом глотке.