Мастер по вышивке Руслан Панчук – о том, как вышивка превратилась в модный фетиш

Руслан Панчук возвел искусство традиционной вышивки в ранг модного фетиша — и на достигнутом останавливаться не собирается

imageХлопковый свитшот, вышитый героем вручную, ARTEMKLIMCHUK; шерстяная водолазка, льняные брюки с ручной вышивкой, кроссовки, все – собственность героя

Его имя громко прозвучало в прессе в 2016 году, когда певица Джамала выступила в полуфинале Евровидения в платье, искусно расшитом мастером. Ручная работа была настолько тонкой, что журналисты наперебой требовали раскрыть имя создателя. Руслан тогда вышел из тени и рассказал, что работает с ведущими украинскими дизайнерами уже давно, и это не первое платье в гардеробе Джамалы, декорированное его руками.

Мы встретились с Русланом в шоуруме Артема Климчука в Пассаже, где сейчас работает мастер. Свой рассказ он начал, взяв в руки вышивку и спокойно сказав о глубоко личном: "Я родом из Винницкой области, из города Тульчин, и первые семь лет жизни я провел в детдоме".

Руслан хорошо помнит, что научился вышивать раньше, чем читать. Его самым близким человеком в то время была воспитательница Евдокия Павловна, которая сразу разглядела талант в маленьком мальчике. "У нее легко получалось соединять в одном узоре яркие, даже рейвовые цвета — помню, меня это так впечатляло. С тех пор я пор не боюсь цвета и рад, что в дальнейшем преподаватели не смогли сломать мое видение палитры". В школе Руслан часто гулял по яблоневому саду, там зарождались первые сюжеты его работ. "Мне полюбились дикие птицы, особенно совы, природа всегда влекла меня, я и сегодня считаю ее абсолютом красоты", – говорит он.

В 2001 году Руслан поступил в Институт декоративно-прикладного искусства на специализацию "Художественная вышивка". Там он нашел первых близких друзей и первую работу. "Я начал шить костюмы для кино, помогая своему товарищу Косте Кравцу (художнику по костюмам в кино. – Прим. ред.). Именно он научил меня иронии в моде. Потому что, если воспринимать моду слишком серьезно, можно превратиться в заурядное ателье. В моде должны присутствовать ирония, драматизм, иногда даже легкая издевка – собственно, как и в целостной личности". Карьеру Руслан продолжил, сотрудничая с ведущими украинскими дизайнерами. В его внушительном списке коллаборации с Лилией Литковской, Олесей Кононовой и Настей Рябоконь из Lake Studio, с Иваном Фроловым, Сашей Каневским и Артемом Климчуком.

"В работе я чаще всего использую полтавскую и художественную китайскую гладь, — раскрывает тайны профессии Руслан. — Стежки полтавской глади кладу слева направо, плотно, чтобы не проглядывала ткань, китайская же техника вышивки основана на применении шелкового мулине из нескрученной нити – это помогает фактически рисовать иглой. Также я использую шов "назад иголкой", стебельчатый шов, шов вприкреп – когда декоративную нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью".

В арсенале у Руслана более 50 техник из порядка 100 существующих в украинской традиции. Одной из самых сложных мастер считает подольскую: в ней сочетают разные оттенки черного цвета, и она вышивается с изнанки под определенный счет, стоит один раз ошибиться – нужно начинать все заново.

"Мне повезло, что я не сталкивался в своей жизни с шароварщиной. Все мои преподаватели очень трепетно передавали традиции украинской культуры, и она представлялась мне многогранной, чувственной и смелой во все времена. Советский Союз, конечно, добавил серых красок, но сейчас уже растет новое поколение, явно настроенное вдохновляться истоками".

Текст: Анастасия Йовановская

Фото: Vasilina Vrublevskaya

Прически и макияж: Yevgeniya Kozlova

Популярное на VOGUE