Дизайнер Рик Оуэнс, известный трансгрессивным подходом к моде и созданием массивной мебели, словно сохранившейся с доисторических времен, спроектировал возле пляжа Лидо пространство себе под стать – минималистичное и радикальное.
"Я всегда был без ума от Лидо: провинциальное побережье – по соседству с Венецией, но без ее недостатков, – рассказывает Рик Оуэнс. – К тому же это место – в двух часах езды от фабрики, где производят мою одежду, и я привык приезжать сюда по делам. Провожу здесь не меньше недели ежемесячно и часто почти все лето. Годами я останавливался в отеле Excelsior, но не мог больше жить в обстановке, созданной кем-то другим".
В нескольких сотнях метров от легендарного отеля, в котором останавливаются звезды во время Венецианского кинофестиваля, находится кондоминиум Miramar, здание 1950-х годов с видом на пляж, – Оуэнс приобрел здесь два последних этажа. "Обстановка была невероятно китчевой – просто разгул цвета! Потрепанная, но не роскошь", – добавляет он с улыбкой.
С помощью архитектора Анны Тумаини, оформляющей все бутики Оуэнса, дизайнер организовал на последнем этаже пространство, великолепно приспособленное для образа жизни, разлинованного, как нотный лист: работа, чтение, пляж, силовая тренировка и непременная сиеста после полудня. Нижний этаж превращен в рабочую студию для сотрудников.
"Образцом для меня был летний домик Cabanon Le Corbusier, но в современном исполнении: функциональный и эффективный, – поясняет Оуэнс. – Я хотел что-то строгое, почти холодное, сочетающее утонченность Жан-Мишеля Франка с суровостью архитектуры времен Муссолини". Планировку квартиры переосмыслили согласно этому видению, разделив помещение на три зоны: гостиную-кабинет, спальню-ванную и тренажерный зал, где хозяин ежедневно упражняется не менее часа. Кухни в привычном понимании нет, вместо нее – кофемашина, посудомойка и микроволновая печь. Такая минималистичная ячейка для жизни.
Выбор единого материала – белого сардинского камня, использованного для напольного покрытия внутри и снаружи, для перил, подиумов и основания сидений, – делает ансамбль восхитительно целостным. Все дверные коробки, выходящие на балкон-террасу, окружающую квартиру с трех сторон, перепроектировали и изготовили из нержавеющей стали – так, чтобы вид на море был заключен в сияющую раму. Мебели – минимум: скамейки, деревянный стол и несколько табуретов. "С возрастом я все больше ощущаю потребность в простоте, – признает дизайнер. – Мне необходимо убрать все бесполезные вещи, которые мешают сконцентрироваться на главном. Пространство вокруг меня должно походить на девственно-чистый экран, куда я могу проецировать свои идеи. Человек слаб – и чтобы работать, нужна дисциплина".
Редкие исключения из этой квазимонашеской аскезы – несколько кресел Элиэля Сааринена, любимого дизайнера Рика Оуэнса, принадлежащих к редкой серии 1907 года; стопки книг на полу и полках книжного шкафа; коллекция бронзовых ваз работы Хьюго Элмквиста и футуристические скульптуры Тайята или Ренато Бертелли, свидетельствующие об увлечении хозяина итальянской культурой середины ХХ века.
Череп на письменном столе и пистолеты, унаследованные от отца, крупного коллекционера огнестрельного оружия, вызывают у Оуэнса смешанные чувства: восхищение красотой их форм и отвращение перед ужасами, которые они воплощают, служат дизайнеру memento mori, напоминанием о смерти. "Каждый мечтает о бессмертии, – считает он. – Смерть – вот та проблема, которую должны стремиться разрешить все творческие люди".
Текст: Мари Кальт
Фото: Jean-François Jaussaud