Что нужно знать об этикете на рабочем месте

LIFE
26 февраля 2018

Как вести себя с коллегами, составлять деловые письма и насколько уместна нещадная критика, рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.

Как правильно критиковать коллег/подчиненных, чтобы не обидеть и получить пользу для дела?

Критика – дело тонкое. Критика и споры в профессиональных моментах – это обсуждение, рабочие моменты. Стоит помнить, что личные аспекты и качества никогда не обсуждаются напрямую и прилюдно. Всегда с глазу на глаз. Но иносказательно, образно, узнаваемо, со ссылкой на авторитетные экспертные мнения. Желательно в косвенных обсуждениях. И при этом никогда в кулуарах. Сложнее всего донести простые вещи: простое и большое видится на расстоянии. Неудивительно, что отделы кадров все чаще на роль церберов и диктаторов приглашают наемных экспертов. И даже экспертов по этикету.

Допустимо ли исправлять ошибки в речи коллег? Можно ли это делать при всех?

Нет. Легче действовать иносказательно. Например, запустить проверку чистоты или качества речи через социальные сети или обсудить подходящий по теме пост в разговоре или чате. Словно от третьего лица. Ваши старания будут оценены по достоинству. Не удивляйтесь, если и в ответ вы получите обсуждения текста. Уже про ваши ошибки.

Надо ли здороваться со всеми, кого встречаешь в офисном здании?

Приветствие глазами, добрый взгляд – это уже приветствие. Нейтральные фразы или small talk – уже знак внимания. Стоит помнить, что всегда есть национальные особенности и традиции. Корейцы или японцы значительно молчат, американцы громко шутят. Золотая середина – тонкая ювелирная работа. Как и все, что связано с золотом.

Нужно ли поддерживать small talks с коллегами и начальством?

Обо всем и ни о чем – это мастерство и дар. Ценится уместность и limited edition рассказов и шуток. Главное, не пересказывать шаблонные шутки и новости из зонтичной рассылки.

Какие подарки стоит дарить коллегам/начальству по случаю дня рождения?

Точно не набор из галстука с платком из одной ткани (к слову, галстук и платок всегда должны быть разного рисунка: комплект – значит "униформа"). Нe дарите то, что хотели бы получить сами – разве что в надежде на то, что вам это передарят. Ну и правило "Less is more": искренние слова и от руки подписанная открытка останутся в памяти и в коллекции, даже когда все букеты и торты будут забыты. Бутылка шампанского для того, чтоб насладиться в круги семьи, верно и тонко составленный букет для жены или матери именинника – все это будет оценено.

Стоит ли привозить сюрпризы из командировок, и если да, то кому?

Только не магниты и не мыло. Хорошо подготовленный сюрприз – это целая логистика. Слова, знаки и жесты внимания, неизвестно, что дается сложнее. Рассказ и обмен впечатлениями заменяет наспех выбранные товары.

Надо ли стучать, заходя в кабинет к боссу? Есть мнение, что постучаться – значить, заведомо полагать, что босс занят в кабинете чем-то неподобающим. Но есть и мысль, что важно соблюдать чужие границы.

Стук – обозначение того, что вы в курсе правил. Правила этикета – прежде всего об уважении к себе. Стук – это про субординацию. Если не стук, то фраза " позвольте войти". И шаг навстречу. По правилам игры!

Нужно ли в рабочей переписке внутри одного офиса соблюдать формальности вроде "Добрый день" и "Хорошего дня"?

Да. Да. И да! Умение завернуть и развернуть тело разговора – помните правило конфеты? И ведение, и завершение сообщения очень важны. Негативные новости всегда начинают с положительных. Отказ с положительного введения и надежды в заключительной фразе. Первое сообщение в переписке всегда должно быть оформлено и грамотно, и элегантно. Слова вежливости – это самая благородная разминка. И подтверждение того, что вы знаете правила игры. Общение – всегда игра. А тем более переговоры и переписка.

Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению – @tatyanapolyakova_etiquette.​

Популярное на VOGUE