Что такое биотехнологии и как они изменят жизнь в ближайшем будущем

Что такое биотехнологии, почему они способны изменить жизнь планеты, и как жить более осознанно, Vogue UA выяснял в интервью с Себастьеном Дюпра де Полем, Директором по инновациям и развитию Лаборатории растительной косметики Yves Rocher

image

Себастьян в Киеве впервые – по важному поводу: Yves Rocher запустили новую линейку Lifting Végétal. В составе средств с мгновенным лифтинг-эффектом – экстракт растения с запоминающимся названием Живучка Ползучая (Ajuga Reptans на латыни или "девичья краса" в народе). "Живучка" все же точнее отражает свойства самого растения: это сорняк, который цепляется за жизнь (и за любые поверхности) с впечатляющей силой и энергией, растет в любых направлениях и прекрасно удерживает форму. Экстракт растения на молекулярном уровне влияет на производство эластина и коллагена в коже. Его добыли с помощью биотехнологий и были настолько поражены эффективностью, что запатентовали его под названием "растительный коллаген". Он вошел во все средства линейки Lifting Végétal.

"Биотехнологии" звучит тревожно – особенно в контексте последних вестей о вирусах. На самом же деле, это технологии будущего, – рассказывает Себастьян. Ему 44, он химический инженер, доктор наук в органической и биоорганической химии. Учился в Париже, строил карьеру в L’Oréal, 13 лет разрабатывал новые ингредиенты для средств концерна. Потом отправился работать в Seppic, компанию-поставщик ингредиентов для косметических и фармацевтических рынков, где работал директором по инновациям. В 2019 он пришел в Yves Rocher – говорит, что компания не нанимает, а, скорее, принимает в семью. "Это семейный бизнес, – рассказывает Себастьян. – Как в любой семье, тут есть ценности". И первая из них – уважение: к природе, друг к другу, к покупателям и партнерам. "Мы обращаем людей к природе, – рассказывает Себастьен, – и друг к другу".

О биотехнологиях и цветах радуги

Биотехнологии – это использование живых организмов (бактерии, грибы, дрожжи и так далее) для преобразований исходного вещества в конечное. Это то, что позволяет винограду превращаться в вино, дрожжам – в теплый хлеб, молоку – в йогурт и так далее. Биотехнологии делят по цветам. В зеленых, например, используют растительные организмы. Белые технологии используются во всякого рода промышленных процессах. Они делают производство более доступным и безопасным для природы. Голубые технологии подразумевают участие морских и океанских микроорганизмов. Так, каррагинан, который добывают из морских водорослей, служит сырьем для изготовления гидрогелевых патчей, без которых сегодня нельзя представить мир, и придает приятную текстуру крему. Красные биотехнологии обычно касаются здоровья и медицины (например, без них невозможно получать инсулин для больных диабетом). Они же позволяют реконструировать кожу, создавать искусственный эпидермис, чтобы тестировать средства на безопасность и эффективность.

О биотехнологиях в косметике Yves Rocher

Впервые биотехнологии применили в Yves Rocher в 2005, в Serum Vegetal. Тогда внимание научных лабораторий привлек экстракт яблока, из пектина которого получили олигозиды – цепи сахаров, полезные для кожи. В 2013 к яблочным олигозидам добавилась смола африканской акации и ксантан. Так в средствах Yves Rocher появились зеленые и белые биотехнологии. В 2015 рынок взорвала линейка Sérum Végétal с растением мезембриантемум. Это южноафриканский суккулент, который, впрочем, распространен по всему миру. В Yves Rocher использовали криоэнзиматический процесс: сначала надо заморозить растение при -70о, затем, используя энзимы, – добыть и сохранить ценные вещества, которые прекрасно усваиваются кожей. В 2015 появилась линейка Anti-Age Global, в которой использовали Rolls Royce биотехнологий, инновацию, которая позволяла использовать клетки любой части растения, а затем размножить их. Стало возможно использовать одну небольшую часть растения, не утилизируя его полностью. Наконец, в 2020 появилась линейка Lifting Végétal, в которой использовались зеленые и белые биотехнологии: энзимное фракционирование (измельчение), которое позволяет ценным ингредиентам быстрее и глубже проникать в кожу.

О биотехнологиях и будущем

На самом деле, будущее уже наступило. Например, инсулин, который применяют повсеместно, синтезирован с помощью генетически модифицированных микроорганизмов. Это может звучать пугающе, но между мифическим риском и потенциальной выгодой, разумеется, выбирают второе. Если использовать микроорганизмы ответственно, то это легко.

Красные и белые биотехнологии помогают беречь природу и биологическое разнообразие. Меньше усилий на возделывание и культивацию разных культур, меньше воды и электроэнергии. Это может быть гениальным и перспективным решением, чтобы решить проблему голода во всем мире.

Биотехнологии позволяют производить растительный белок, который может служить отличной альтернативой животному. Им можно накормить мир, не истощая природу.

Конечно, в будущем нас ожидает еще множество открытий и прорывов, которые дадут возможность найти новые вакцины и лекарства – против коронавируса, в том числе. Вакцина, кстати, будет доступна совсем скоро. Конечно, от эпидемии это не убережет, но купировать ее и минимизировать последствия – позволит.

Красные биотехнологии продвинут и производство искусственной кожи. Это прекрасная альтернатива тестированию косметики на животных и добровольцах и возможность лечить ожоги. Перспективы очень широкие: можно множить клетки, даже "распечатывать" разные слои кожи с помощью биопринтера. Некоторые утверждают, что через 50 лет больше не будет никакой косметики. Будет просто искусственная кожа, чтобы надевать поверх натуральной. Ну это ерунда, конечно. Надеюсь, до этого не дойдет.

О том, как быть лучшей компанией для мира

Мы в Yves Rocher не хотим быть лучшей компанией в мире. Мы хотим быть лучшей компанией для мира. Мы должны учитывать интересы всех покупателей – в Украине, во Франции, в Индии и так далее. Сейчас марка представлена в более чем 100 странах, и это любимый бренд более чем в 40. Это значит, мы пытаемся понимать людей и природу – и у нас неплохо получается.

Мы будем работать над косметикой для людей, который борются с раком. В планах – акции и инициативы для женщин, которые сражаются с болезнью. Их самооценка и уверенность в себе падают, и хочется подбодрить их, дать им уверенность, ощущение, что они хороши. Это дает силы и кураж победить.

О сенсорных свойствах косметики

Технологии для оценки эффективности средств, их безопасности станут совершеннее. Средства будут работать еще быстрее и лучше. Но следующая big thing в уходе – не просто эффективность, но и сенсорные ощущения, удовольствие от использования средства.

В ближайшие годы мы разработаем искусственную кожу, с помощью которой можно будет предсказывать эмоции потребителя при использовании продуктов. Ведь и текстуры, и ароматы – все улучшается с каждым днем. Идея в том, чтобы предсказывать успех продукта.

Это важно, поскольку чувственный опыт усиливает свойства продукта. Исследования доказали, что у людей, страдающих заболеваниями кожи, стресс, беспокойство или волнение обостряет болезнь. Как только у них повышается настроение, симптомы ослабевают. Это означает, что если косметика способна принести приятные эмоции, чувственный опыт, велнес-ощущение, то и эффективность ее будет выше. Вот потому мы и разрабатываем средства, которые дают своего рода уверенность и радость.

Об эко-ответственности

Зеленые технологии – более ответственны, чем другие. Они позволяют брать лишь часть растения – например, листок, или даже семечко, – и сохранять остальное. Не нужно выращивать и поливать огромные поля, тратить электроэнергию. Вместе с тем, надо помнить и другое. Во многих странах определенные культуры – к примеру, Киноа в Южной Америке, невероятно важны для экономики. Они дают людям пищу, рабочие места, являются важной частью жизни общества. И, возможно, решение выращивать то же киноа с помощью биотехнологий может иметь серьезные последствия. Поэтому так важно принимать взвешенные решения, думать глобально и искать баланс.

Белые технологии тоже не вредят природе. Берешь одну бактерию, культивируешь, делаешь ферментацию, очищаешь, извлекаешь нужный ингредиент. А потом есть возможность тиражировать его легко и быстро. По сравнению со сложным химическим производством это намного полезнее для окружающей среды.

О прозрачности производства

Зеленые технологии подразумевают производство по определенным стандартам. Среди 12 принципов "зеленой химии": минимизировать влияние производства на окружающую среду; использовать сопутствующие продукты; выбирать процессы, которые не вредят природе и так далее. Во Франции и Германии то, как произведен продукт и из каких ингредиентов, имеет огромное значение для потребителя. В Украине люди полагаются на бренд и доверяют ему. В Японии и Китае смотрят, скорее, на перечень активных ингредиентов с доказанной эффективностью. И все же интерес к ответственной красоте растет.

Во Франции люди постоянно пользуются приложениями, которые дают возможность исследовать содержимое средств. Иногда это только запутывает, потому что два приложения – три мнения. Так, у нового крема Lifting Végétal Night Fortyfying Cream индекс в одном из приложений – 86 из 100%, что означает "отлично". И это самый низкий показатель из всех средств линейки. Все потому, что в составе значится немного этанола. Конечно, если принять 2 литра этанола внутрь, то умрешь. Но этанол, например, в духах – абсолютно безвреден.

О том, как проходит кастинг растений для средств Yves Rocher

В команде есть ботаники, которые наблюдают за природой и растениями. Я не буду, конечно, рассказывать, что мы отправляем их странствовать по миру в поисках вдохновения – вместо этого мы постоянно на связи с компаниями, которые занимаются новыми разработками, из Африки, Латинской Америки, Азии, Полинезии. Но как выявить свойства растения? Да легко. Берешь растение, которое уже сто лет используют в народе. Например, Ajuga Reptants, которое вошло в состав средств новой линейки Lifting Végétal, – обычный сорняк, который плетется по саду или взбирается вверх. Или какая-нибудь эхинацея, экстракт которой использовали веками, чтобы лечить раны. "ОК, интересно", – думаем мы.

И начинается работа. Мы берем разные части растения, извлекаем экстракты – водный, этаноловый и так далее. А потом делаем срез эффективности. Дальше делается биологическое эссе. Проверка биомаркеров: антивозрастных, противовоспалительных и так далее. Обычно – не больше 10. В итоге мы получаем карту эффективности.

По результатам приходим к выводу: ОК, у нас тут совершенно потрясающие результаты по таким-то маркерам с таким-то экстрактом. Так мы выбираем лучшего кандидата. Не то чтобы это соревнование. Скорее, поиск лучшего в природе.

О том, как быть sustainable

У каждого бьюти-бренда – свой подход. Так, Lush не использует упаковку. The Body Shop перерабатывает ее. Но самое важное – образовывать потребителя. Вы можете жизнь положить на производство супер-экологичного, ответственного продукта, но если потребителю все равно, дело не пойдет. К примеру, шампунь с минимальным вредом для природы. Но если потребитель использует 100 литров воды, чтобы смыть его, – где тут ответственность? Так что это ответственность, которую надо делить между производителем и клиентом.

Популярное на VOGUE