"Бойня номер пять" – одна из самых необычных книг о Второй мировой войне. Американский писатель Курт Воннегут в весьма небрежной манере описал бомбардировку Дрездена (необходимость которой по сей день вызывает споры), но тем самым подчеркнул всю абсурдность не только войны, но и жизни.
"Бойня номер пять" – нетипичная антивоенная проза. Главная отличительная черта – научно-фантастический вектор, по которому движется сюжет. В центре повествования история Билли Пилигрима, охватывающая как и ранние годы его жизни, так и статус военнопленного во время Второй мировой войны, и послевоенные годы, когда уже успешный Билли путешествует во времени, периодически возвращаясь к самому запоминающемуся моменту – бомбардировке Дрездена (опыт, который сам Воннегут пережил как американский военнослужащий).
Нелинейный порядок описанных событий, простота слога и структуры предложений, ирония, скрытая сентиментальность, черный юмор и ненавязчивый дидактизм, уникальное сочетание формы и содержания, автобиографии, истории, социологии, психологии, сатиры и фантастики – "Бойня номер пять" стал примером непревзойденной моральной ясности.
Одна из причин, почему "Бойня номер пять" не теряет своей популярности и актуальности заключается в том, что она остается одним из самых образных романов о войне, когда-либо написанных. Как не парадоксально, Воннегут решил даже не пытаться описать саму бомбардировку – ночь, когда самолеты союзников сбросили более 4000 тонн фугасных и зажигательных бомб и опустошили территорию того, что Воннегут назвал "возможно, самым красивым городом в мире". Вместо этого он сопоставил юмор и научную фантастику для создания сюрреалистического, трагикомического романа.
Тем не менее, под глубокой иронией скрыта неописуемая печаль. И именно манера, в которой написан роман, привела к тому, что его во многих случаях неправильно понимали. "Бойня номер пять" обвиняли в чрезмерном "спокойствии", в том, что автор смирился и принял худшие события в мире. Одной из причин этого является фраза "такие дела", который повторяется в книге десятки раз и обычно используется в контексте, когда упоминается смерть. Но именно этот рефрен и простые философские истины жизни, которые лежат на поверхности, производят неизгладимое впечатление на читателя и возвращают его к реальности. Все гениальное – просто. Одна из главных мыслей книги о том, что все случается так, как должно случаться, и каждый должен делать то, что он делает – неоспорима. Это не смирение, не принятие, это – факт, о котором мы часто забываем.