30 июля – день X для индустрии кино. В этот день в прокат должна выйти новая картина Кристофера Нолана "Довод" (в Украине выходит также 30 июля под названием "Тенет"), на который дистрибьюторы возлагают большие надежды. Этот фильм может вернуть людей в кинотеатры – если те смогут открыться, конечно.
Ждут "Довод" не только потому, что потенциально это первый блокбастер после затяжного карантина (который в Украине, напомним, все еще продлен до 31 июля). В первую очередь, это этапный фильм для самого Нолана, пятикратного номинанта на премию "Оскар", создателя лент "Темный рыцарь", "Интерстеллар" и "Дюнкерк". Режиссер задумал "Довод" еще 20 лет назад, семь лет писал сценарий, и это точно самые масштабные съемки в его жизни. Снимали фильм в нескольких странах по всему миру, включая Индию, Эстонию, Данию, Норвегию, Италию и Великобританию. Но самое интересное, что герои "Довода", выполняя миссию по спасению мира, путешествуют в пространстве и времени, отбрасывая привычные представляения об этих категориях – что сейчас, во время пандемии и затянувшегося локдауна, воспринимается особенно.
Герои "Довода" – спецагенты тайной организации, и от их действий зависит судьба человечества. Им предстоит осуществить сложную миссию и предотвратить Третью мировую войну. Есть одно но, сделать это необходимо из будущего и успеть попасть на место преступления раньше, чем преступники. Герои используют инверсию – обращают время вспять, чтобы раскрыть информацию о прошлом из будущего. Главного персонажа играет Джон Вашингтон ("Черный клановец"), помогает ему в спецоперации героиня Элизабет Дебики и Нил, загадочный герой Роберта Паттинсона. Одну из эпизодических ролей в фильме сыграл Майкл Кейн, любимый актер Нолана, с которым они сотрудничают восьмой раз.
"Довод" окружен загадками и интригами как не один другой фильм Нолана. Когда в прошлом году журналисты Entertainment Weekly побывали на съемках, то заметили, что продюсер ленты и Нолан очень аккуратно отвечают на вопросы о сюжете, не сообщая никаких конкретных подробностей, а Роберт Паттинсон рассказал, что читал сценарий лишь однажды и в закрытой комнате, и, в принципе, сам не до конца понял сюжет фильма. В интервью Entertainment Weekly Кристофер Нолан говорит: "Инверсия вдохновлена реальной физикой, наукой, поэтому этот фильм не о путешествиях во времени. Нет, мы говорим о времени и различных способах, которыми оно может функционировать. Но поверьте, просмотр фильма не будет похож на то, как будто вы попали на урок физики".
Бюджет фильма – более чем 200 миллионов долларов. Его снимали в 2019 году и успели провести все съемки до того, как пандемия отрезала города, страны и континенты друг от друга. Во время съемок в Эстонии пришлось на неделю перекрыть несколько шоссе и ключевых дорожных артерий; тоже самое пришлось сделать и в Мумбаи, где сняли ключевые сцены со стрельбой и погонями. "Я принимал участие в реальных трюках во время съемок", – говорит Роберт Паттинсон в интервью Entertainment Weekly. "Я думал, что не собираюсь делать какие-то трюки за рулем, но все оказалось не так. Я помню, как делал одну сложную последовательность, где мы с Джоном Вашингтоном летим в BMW с камерой IMAX на капоте, что означает, что вы ничего не видите через лобовое стекло. И вот Джон поворачивается ко мне и говорит: "Ты вообще хорошо водишь? Вы репетировали это?" При других обстоятельствах вам действительно не разрешат это сделать. Но Кристофер так внимательно контролирует все на съемочной площадке, что вы можете делать забавные вещи, которые обычно предназначаются для специалистов и каскадеров, а не людей, которые даже не могут нормально припарковаться, как я".
"Довод" – самый дорогой проект Нолана. Учитывая расходы на маркетинг и рекламу общий бюджет ленты составит 300–350 миллионов долларов, а это значит, что для того, чтобы фильм не стал убыточным, ему нужо заработать в прокате 450–500 миллионов долларов. "Довод" продюсирует студия Warners Brothers и практически все свои летние релизы они перенесли на осень. Но только не "Довод": его премьера сдвинулась всего на 2 недели, с изначально запланированной даты 16 июля на 31 число. Главный вопрос теперь звучит так – не о чем этот фильм (несмотря на всю загадочность вокруг него), а вернутся ли люди в кинотеатры, чтобы посмотреть его?
Тем временем в газете Washington Post вышла эмоциональная колонка Кристофера Нолана – о том, что сейчас кинотеатры как никогда нуждаются в поддержке аудитории и властей, и что их работа – залог возвращения к нормальной жизни. "Когда этот кризис пройдет, необходимость общения в коллективе, необходимость жить, любить, смеяться и плакать вместе, станет еще более сильной, чем когда-либо", – пишет режиссер.