Первая премия: интервью с Викторией Тигипко

20 апреля в Киеве вручат первую Национальную кинопремию. Об "авансах" для киноиндустрии Дарья Слободяник поговорила с инициатором события – президентом Одесского кинофестиваля Викторией Тигипко

Одесский кинофестиваль, который в этом году пройдет в седьмой раз, и дебютную Национальную кинопремию Виктория Тигипко называет своими самыми важными социальными проектами, но помимо этого у нее есть и основной бизнес. Тигипко – основатель венчурного фонда TA Ventures, который инвестирует в технологические компании – попросту говоря, в стартапы. "У нас сотня проектов внутри TA Ventures, и каждый требует времени". В день у Виктории – до десяти встреч в "Скайпе"", – рассказывает мне ее пиар-менеджер Катерина Звездина, пока Тигипко просит помощника перенести следующий "Скайп" на 10 минут из-за нашего интервью.

Виктория Тигипко

Виктория говорит быстро, уверенно и очень содержательно. Ее тезисы практически не нуждаются в редактуре. Я начинаю интервью с долей скепсиса – мне кажется, украинское кино еще не готово к большой национальной кинопремии, но Тигипко отбивает мои рассуждения здоровой иронией. "Как-то неудобно: 1991 год давно прошел, Украина уже 26 лет как независимое государство, а кинопремии у нас нет. Мы (команда Одесского кинофестиваля) в какой-то момент поняли, что кроме нас эту премию никто основать не рискнет, – и решили, что пора". Это было в 2016 году – тогда на Одесский кинофестиваль пришли заявки от почти 200 украинских фильмов.

Виктория признает, что в первый раз награды в некоторых номинациях придется выдавать авансом. Более того, она уверена, что это правильно. "Потому что слава обязывает. Приз – это ведь не только престиж, но и большая ответственность – необходимо соответствовать. Я уверена, что Национальная кинопремия подстегнет наших киношников снимать больше, лучше и качественнее. Когда ты снимаешь кино и можешь прогнозировать не только его фестивальное будущее, но и возможные награды, ты чувствуешь себя увереннее, чувствуешь, что это кому-то нужно. Можно бесконечно критиковать уровень украинского кино, а можно идти созидательным путем".

Тигипко понимает, что в первый год вокруг новой премии будет много кулуарных разговоров – например, а судьи кто? Чтобы избежать возможной критики, команда фестиваля пошла путем, проверенным кинопремиями всего мира, и создает Украинскую киноакадемию. "Кинопремия – это мой очередной стартап, но стартап с очень понятной моделью, проверенный временем. Мы открыли набор в Украинскую киноакадемию, очертив на сайте набор критериев. По нашим предположительным оценкам, мы наберем около 600 киноакадемиков, которые, в свою очередь, из всех фильмов к 20 апреля выберут финалистов".

Амбициозная и энергичная Тигипко обещает, что вокруг кинопремии развернется целое движение. Например, образовательное. В партнерстве с киношколами из Польши, Германии, Франции и Великобритании во время кинопремии в Киеве будут проходить короткие курсы для украинских сценаристов, актеров и режиссеров. "Потому что проблема с кинокадрами в Украине жуткая: есть желание, но нет знаний". Тигипко считает, что молодые украинские киношники должны понимать: кино – это бизнес, и свой продукт нужно уметь продавать.

"А что даст Национальная кинопремия зрителю?" – задаю я финальный вопрос. "Как минимум он узнает о существовании украинского кино. В 2016 году, например, в прокат вышло 30 украинских фильмов. Сколько из них видел обычный зритель? Мы хотим, чтобы зрители почувствовали связь с кинокультурным сообществом, как это происходит во всем мире, где актеры и режиссеры – главные селебрити. Тогда и у нас появятся свои герои".

Этой весной в Украине появятся не только киногерои, но и своя золотая киностатуэтка. В США это симпатичный рыцарь, стоящий на катушке киноленты, в Великобритании – строгая золотая маска, а в Украине – игривая золотая "дзига", юла. Ее дизайн разработал известный украинский скульптор Назар Билык.

Читайте также:

Тизер новой выставки Зинаиды Лихачевой

Клаудия Кардинале стала лицом Каннского кинофестиваля

Популярное на VOGUE