Накануне вручения премий "Оскар", которое состоится 24 февраля, Vogue.ua рассказывает об одном из главных претендентов на победу – режиссере Альфонсо Куароне.
Альфонсо Куарон родился в Мехико в 1961 году. Его детство ничем не отличалось от юных лет у других режиссеров: он хотел снимать чуть ли не с рождения. Он смотрел фильмы дома и в кинотеатрах и, пожалуй, видел все, что было доступно в Мехико в то время: от лент Джона Форда и Витторио Де Сика до Джона Хьюстона и Фелипе Казальса. Рядом с его домом находилась легендарная киностудия Estudios Churubusco и уже с двенадцати лет он наблюдал непосредственно за съемочным процессом.
После окончания школы Куарон изучал философию в Национальном автономном университете Мексики и фильмы в Университете студенческого кинематографа. "В течение первого месяца учебы я слышал слова "фашист", "мачо", "буржуа". Все было идеологией. Нас политизировали. Там преподавали люди, которые хотели создать политическую идеологию, а не кино". Одним из немногих моментов, которые стали полезны Альфонсо во время обучения – знакомство с кинематографистом Эммануэлем Любецки, с которым они позже не раз будут сотрудничать.
Альфонсо так и не закончил университет. Вместе с друзьями он снял короткометражный фильм на английском языке и был исключен из университета. Он посягнул на священный предмет – язык. Куарон не разделял идеи о том, что фильмы, сделанные в Мексике, должны обязательно выходить на испанском и рассказывать только о локальном. Ирония ситуации в том, что первую номинацию на "Оскар" в категории "Лучший оригинальный сценарий" Куарон получил именно за фильм, снятый на его родном испанском.
До того как с головой окунуться в мир режиссуры, после отчисления Куарон работал в киноклубе в Национальном музее искусств и помощником режиссера в нескольких проектах: "Ромеро" (Джон Дайган, 1989), "Нокаут" (Хосе Луис Гарсия Аграс, 1984) и "Габи: правдивая история" (Луис Мандоки, 1987). Возможность стать самостоятельным режиссером предоставилась Куарону в ситкоме Hora Marcada, спонсируемом частным телеканалом. Благодаря этому опыту режиссер повзрослел в профессиональном плане и научился рассказывать истории, независимо от места съемок или бюджета. После этого вместе с братом Карлосом они написали сценарий и сняли фильм, который в конечном итоге станет его первой знаковой работой – "Любовь во время истерии" (1991).
Далее – типичная для многих начинающих режиссеров история: миграция в Голливуд. Для Куарона, как для иностранца, решение перебраться в США было связано еще и с тем, что в родной стране отсутствовали условия для развития карьеры. "Я оказался в Голливуде, потому что у меня не было выбора".
Как и многим в Голливуде, Альфонсо пришлось ждать своей очереди, чтобы добиться успеха. В 1993 году Куарон снял эпизод сериала "Падшие ангелы", исполнительным продюсером которого был Сидни Поллак. Этой работой он доказал, что может работать в разных жанрах. После он снял фильмы "Маленькая принцесса" (1995) и "Большие надежды" (1998), которые принесли ему славу.
В 2001 Куарон вместе с братом Карлосом снял фильм, который занимает особе место в его биографии – "И твою маму тоже" (Y Tu Mamá También, 2001). Это история о двух молодых мужчинах, их приключениях и их сексуальных предпочтениях, отношениях со взрослой женщиной – на фоне путешествия автопостом. Лента стала самой кассовой в истории Мексики и первой номинацией на "Оскар" для режиссера.
Затем Куарон участвовал в одной из самых больших фэнтези франшиз в истории, когда руководил съемками фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана". Интересно, что он снял третий фильм о Гарри Поттере, не будучи знакомым с книгами, но экранизация от этого ни чуть не пострадала. "Узник Азкабана" был так же любим, как и другие части франшизы, хотя был немного мрачнее, чем некоторые из них.
После того как Куарон закончил свой киноальманах "Париж, я люблю тебя", состоящий из 18 короткометражных фильмов, он вернулся на большие экраны с фильмом "Дитя человеческое". Антиутопия о мире, где перестали рождаться дети, получил номинации на премию "Оскар" за монтаж и адаптацию сценария.
Следующий полнометражный фильм Куарона вышел в 2013 году. Вместе с Эммануэлем Любецки он снял "Гравитацию" с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в главных ролях. Этот технически инновационный и визуально роскошный фильм об астронавтах получил семь премий "Оскар" в 2014 году, в том числе две премии достались Куарону: за лучшую режиссуру и монтаж фильма.
Спустя пять лет Куарон выпускает "Рому" (2018), полуавтобиографическую историю о мексиканской семье среднего класса в 1970-х годах. Несмотря на то, что в фильме нет звезд категории "А" и большого бюджета, он настолько впечатлил критиков, что получил 10 номинаций на премию Оскар. "90 % сцен, представленных в фильме, сняты по моей памяти, — говорит режиссер. — Речь идет о том периоде, который сформировал меня и всю страну. Это было время становления Мексики".