После успеха на Каннском кинофестивале в 2017 году, в украинском прокате появилась "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Композитор фильма Евгений Гальперин рассказал Vogue UA, как написал музыку для картины.
С Евгением Гальпериным мы встречаемся за завтраком в старом парижском бистро Chez Léon неподалеку от вокзала Сен-Лазар. Это одно из тех типично французских заведений, где десятилетиями работают одни и те же официанты, а круассаны к завтраку привозят из одной и той же булочной. Евгений, который последние 20 лет живет в Париже, здесь давно свой. Войдя, он сначала долго со всеми здоровается, обменивается шутками, справляется о новостях – и только потом заказывает кофе и наконец усаживается за столик. Гальперин приветлив и доброжелателен, разговор с ним строится легко, будто мы два случайных, невзначай разговорившихся посетителя кафе. Сам он говорит, что простота и легкость в общении для него самые ценные качества.
Гальперин – один из самых востребованных композиторов Европы. В его фильмографии – и большое голливудское кино, например "Голодные игры", и фильмы Люка Бессона и Асгара Фархади, и нашумевший украинско-российский проект "Битва за Севастополь". За этот год у Гальперина было две большие премьеры – фильм оскаровского лауреата Барри Левинсона "Лжец, великий и ужасный" с Робертом Де Ниро в главной роли и, конечно же, "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, которая в мае взяла приз жюри на фестивале в Каннах.
Гальперин вырос в Киеве, на Подоле, – и называет этот город своей "безусловной любовью". "Мы жили в квартире папиных родителей на улице Константиновской, и каждый день трамваи играли для нас свои незамысловатые произведения в духе минимализма. Я родился в Челябинске, но он мне совсем не запомнился, и именно Киев стал городом, в котором прошло мое детство. Подол, во дворах которого я проводил много времени; Крещатик, куда мы с моим лучшим другом Славой ходили "грабить" киоски с мороженым: подбегая сзади, хватали горстку монет из тарелки со сдачей, бежали без задних ног, а потом, поделив улов в какой-нибудь подворотне, шли покупать себе игрушки".
В начале 90-х Евгений переехал во Францию вместе с родителями и младшим братом. Его отец Юлий Гальперин был признанным российским композитором, но во Франции ему все пришлось начинать сначала. "Мое первое парижское впечатление – пустой Макдоналдс напротив Северного вокзала в Париже. Тогда в Москве к Макдоналдсу стояли километровые очереди. Я сразу понял, что мы попали в совершенно другой мир". Первые годы Гальперина в Париже – классическая эмигрантская история. Вместе с младшим братом Александром играли музыку на улице, чтобы заработать мелкие карманные деньги. "Когда я поступил в музыкальную школу в Париже, мама, чтобы поздравить меня, купила чизбургер. У меня на глаза навернулись слезы: меня это очень растрогало. Тогда даже это было роскошью. Денег не хватало ни на что".
Первым важным фильмом в карьере композитора стала французская драма 2010 года "Человек, который хотел жить своей жизнью". Во Франции картина прошла с успехом и привлекла внимание к молодому композитору. После этого карьера Гальперина начала развиваться в ускоренном темпе. За пару лет у него случилось несколько крупных проектов, в том числе "Малавита" Люка Бессона и "Секреты прошлого" Асгара Фархади.
Евгений говорит, что успех дал ему главное – свободу. "Я отказываюсь от многих предложений. Проекты выбираю исходя не из бюджетов, а из близости мне по духу". Вознаграждения за такую преданность себе долго ждать не пришлось: Гальперина пригласили написать музыку к фильму "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, о работе с которым он давно мечтал.
"Не пригласили! Я сам пригласился! – шутит Евгений. – Я завершил работу над музыкой для фильма по неснятому сценарию Тарковского "Светлый ветер" – и отправил Звягинцеву СМС: "Закончил работать над проектом по сценарию Андрея Тарковского, считаю логичным продолжить работать с Андреем Звягинцевым". И он очень быстро откликнулся".
Звягинцев дал Евгению именно то, что ему было больше всего необходимо: неограниченную свободу. Звягинцев не показал ни сценария, ни одного отснятого отрывка – Гальперину нужно было написать музыку абсолютно вслепую, ориентируясь только на рассказы режиссера. В основе сюжета "Нелюбви" – история супружеской пары, полностью поглощенной решением своих личных проблем и абсолютно пренебрегающей собственным ребенком – вплоть до момента, когда мальчик бесследно исчезает. "Я подумал: что происходит в голове у родителей, которые потеряли своего ребенка? А что если попробовать передать это состояние одной нотой, одним аккордом, одним ритмом?" Так родились "11 циклов ми" – главная музыкальная тема фильма. Чтобы добыть этот тревожный, вязкий аккорд, Евгению пришлось играть смычком на раме погнутого велосипедного колеса.
Сегодня Гальперин с головой ушел в новые проекты: заканчивает музыку ко второму сезону Baron Noir – популярного во Франции политического сериала, а также готовится к большому проекту с Аль Пачино – фильму Барри Левинсона Happy Valley.
Текст: Максим Тетерюк
Фото: Ruben de Wilde
Стиль: Ferdi Sibbel
Ассистент стилиста: Jessie Baltus