В прокат вышла криминальная драма Олега Сенцова "Носорог", действие которой разворачивается в 90-ые годы. Жесткое и честное кино Сенцова о бандите по кличке Носорог, чья жизнь рушится, как бы он не старался начать ее заново – вызвал большой международный резонанс: ленту показали в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, а уже весной ее можно будет посмотреть на платформе Netflix. О том, как создавались костюмы и декорации, мы поговорили с художником по костюмам Константином Кравцом и художником-постановщиком Юрием Григоровичем.
Действие фильма Олега Сенцова происходит в девяностые годы в небольшом городке на востоке Украины. Первая часть фильма – быстрый калейдоскоп сцен из детства и подростковых лет главного героя по имени Вова, который позже получит бандитскую кличку Носорог. Вот его детство вместе с мамой, сестрой и старшим братом. Теплые семейные сцены сменяются сценами драматичными: отец, прикладывающийся к бутылке, избивает мать, брат уходит на войну в Афганистан; сестра расстается с мужем. Все рушится, и герой ищет поддержки на улице, находя ее у местных бандитов, которые предлагают Носорогу стать ему частью их группировки. Что произойдет дальше, можно догадаться – криминальная жизнь затянет героя; а когда он будет раскаиваться и попытается бежать от нее, уехав в Германию, будет уже слишком поздно.
Яркое и странное время – так художник-постановщик фильма Юрий Григорович описывает эпоху девяностых. "Девяностые – это в первую очередь время контрастов: кому-то тогда было очень хорошо, а кому-то – очень плохо. Люди потеряли основы, и в поисках новых опор новых бросались на все, что сверкало, поэтому это время так характеризиует тяга к богатству. Люди жили сегодняшним днем – потому что завтра могло и не наступить. Я думаю, девяностые – это драйв, в каком-то смысле".
Дом героя в "Носороге" играет роль некой гавани – здесь не безоблачно, но это место дает герою какую-то стабильность, а вот вне дома, "в большом и взрослом" мире, его жизнь рушится. По словам художника фильма Юрия Григоровича, визуальный образ дома главного героя в какой-то степени вдохновлен его личными вопоминаниями о его доме детства в Измаиле. "Это был тихий, уютный частный сектор, где все друг друга знали", – вспоминает художник. – В фильме я старался передать детали, которые помню из того времени: свет уличного фонаря в окне, простой, аскетичный, но все же уютный быт, шум дома, в котором всегда были люди. Возможно, это также похоже на места, где рос Олег Сенцов в Крыму. Мы говорили с Олегом о том, что в детстве и юности у нас были общие моменты. Мы оба хорошо помним девяностые и так или иначе в фильме отображены наши с ним воспоминания о том времени".
На пресс-конфцерении, посвященной "Носорогу", Олег Сенцов признался, что в работе он очень щепитилен: вникает во все детали, контролирует все нюансы. Подтверждает это и Юрий Григорович: художник говорит, что Сенцову было особенно важно понимать, как каждая деталь выглядит в кадре и производит ли она впечатление реальной. "Мы не могли использовать в кадре новые предемты быта, вещи или игрушки, которые находятся в доме. Нам было важно, чтобы это были вещи с историей, с энергией. Например, в какой-то момент мы поняли, что нам срочно нужен фен того периода, и просто попросили его у местной бабушки". Художник говорит, что у него не было мудборда и референсов, а главной точкой отсчета стал сценарий Сенцова и задача создать атмосферу.
"При работе над фильмами я не использую другие картины как референсы или источник вдохновения, – дополняет художника по костюмам Константин Кравец. – Всегда в этом случае есть опасность подсознательно для художника сделать кое-что подобное, скопировать оригинал. Я использовал свои воспоминания, ощущения, фото и некоторые частные видео, которые мы снимали с друзьями. На мой взгляд, в художественном фильме не нужна документальная реконструкция. Зритель должен погружаться полностью в художественное пространство фильма, а не акцентировать внимание на том, были ли эти вещи в то время или нет. Именно поэтому я избегал использования клишированных вещей того времени (малиновые пиджаки, например).
По словам создателей фильма, большая часть костюмов нашлась на секондах и по сундукам и шкафам среди друзей и знакомых. Часть винтажных вещей покупали у местных жителей в селах у Кривого Рога. "Некоторые вещи до сих пор употребляются и их стиль мало изменился, поэтому покупались на рынках и в местных магазинах", – говорит Константин Кравец.
Как бы утрированным не казался стиль представителей криминального мира в 90-ые годы, в некоторых сценах главный герой выглядят даже элегантно – чаще всего он одет в черное с головы до ног. Образ и стиль Носорога явно трансформируется и эволюционирует на протяжении фильма – в то время, как геройи сам переживает внутренние трансформации. Так, во второй части фильма герой почти все время носит черное: это не только дань памяти близким, которых он потерял, но и, пожалуй, в какой-то мере плач по своему прошлому и по жизни, которая могла сложиться иначе
"Людям свойственно подчеркивать свой статус, – говорит Константин Кравец. – Криминалитет 90-х вообще хотел иметь все лучшее. Присутствие бандитов на модных показах и конкурсах красоты давно стало мемом, поэтому даже при очень странных миксах в одежде сформировался особый стиль. А сам Носорог, как и многие выжившие в те времена бандиты, мимикировали визуально под успешных бизнесменов, отсюда. В финальных сценах была цель вообще растворить главного героя в толпе во избежание героического пафоса бандита с оригинальной судьбой. Но если бы надо было описать стиль представителей криминального мира 90-х в нескольких словах, то я обошелся бы двумя словами. Этот стиль очень наивный, как на мой взгляд".
"Носорог" в прокате с 17 февраля