Как изменился кинофестиваль "Молодость": рассказывает команда

В 2020 году старейшему кинофестивалю страны – легендарной "Молодости" – исполняется 50 лет. В этом году у фестиваля значительно обновилась команда – и, несмотря на ограничения, вызванные пандемией, сумела организовать фестиваль, прошедший в конце августа, в рекордно короткие сроки. В этом году на "Молодости" показали 250 фильмов, провели 20 образовательных событий, презентовали обновленную айдентику. О том, как трансформировался кинофестиваль, vogue.ua расспросил команду.

Игорь Шестопалов, программный директор
image

"Молодость" – один из первых кинофестивалей этого года, который провели в условиях пандемии, причем в гибридном формате – оффлайн и онлайн. Еще в начале лета мы не знали, сможем ли провести фестиваль оффлайн, новости об эпидемиологической ситуации менялись каждый день. По сути, мы организовали его за полтора месяца, собрали программу из 250 фильмов – это было непросто. С другой стороны, были и свою плюсы: из-за пандемии и отсутствия других фестивалей у нас было беспрецедентное количество европейских и мировых премьер.

Я работаю на кинофестивале 16 лет. Чем занимается программный директор? Это, по сути, отборщик – я отсматриваю все заявки, которые приходят на фестиваль. Моя работа – смотреть кино сутками. (Смеется.) До того, как "цифра" начала покорять мир, мы получали ориентировочно 500-700 фильмов-заявок. Я смотрел их все. Сейчас получаем приблизительно 2,5 тысяч заявок – в этом году, к примеру, их было около 2200. Но я смотрел не все, не пугайтесь – только полнометражные, это где-то 500 фильмов. Да, у меня давно профессиональная деформация – я отношусь к просмотру кино как к работе, получить чистое удовольствие выходит не всегда. Также одна из моих задач – координация работы программного отдела по абсолютно разным направлениям. Без вклада каждого отдельного программера финальный продукт не был бы таким сильным.

В этом году у нас есть один любопытный итог: большая часть фильмов в программе сняты женщинами-режиссерами, примерно 55%. Сейчас в мире это тренд, все стремятся к гендерному равенству в программе, но мы не старались специально – мы сначала выбираем фильм, а потом уже смотрим, кто режиссер. Я думаю, это знак времени: раньше женщинам было сложнее пробиться в кино, а сейчас все мы стали свободнее, вот и результат.

Еще один из итогов нынешней "Молодости" – стало больше классных украинских фильмов. Но я думаю, мы еще на пути к качеству: я с нетерпением жду времени, когда среди 100% премьер 95% будут классными. Пока мы к такому не пришли, хотя я хорошо помню украинские программы на "Молодости" 5-7 лет назад – сейчас многое поменялось в лучшую сторону. Мне как зрителю стало интереснее смотреть украинское кино. К тому же, я наконец могу сформировать список фильмов, которые мне нравятся и которые не нравятся – а не просто их перечислить… (Улыбается.)

Самое сложное в моей работе – не потерять фильм. Все время есть фобия, что какой-то из них мы упустим, не заметим. Вопрос: а почему вы не взяли мой фильм? – один из самых сложных. Что отвечаю?.. (Смеется.) Зависит от фильма. В целом, мы постоянно получаем претензии, что показываем мало украинского кино".

Дмитрий Онисович, генеральный продюсер

"Я пришел в команду в начале 2020 года, до этого работал в сфере маркетинга в компаниях Fedoriv, Fozzy Group. Мы начали с того, что разработали новую бизнес-модель "Молодости". Пересмотрели полностью рынок фестивалей, определили главные особенности и собрали это все в единый "пак", после чего начали генерировать направления, которых, по нашему мнению, не хватает в индустрии. Так мы наметили, что будем развивать образовательное направление и формировать массовую эстетику кино – тематические ивенты и фестивали, помимо "Молодости". Следом начали разрабатывать на этой основе маркетинг-стратегию. Если говорить про первую цель, которая выделялась среди всех, – это "одеть" бренд "Молодости" и запомниться аудитории, отпечатать в сознании, о чем фестиваль и зачем мы его делаем. За долгий период своего существования "Молодость" менялась не раз – и на данном этапе важно уже создать единый собирательный образ, который будет для украинцев проводником в мир авторского дебютного кино.

Если говорить о работе маркетолога, то ключевая цель — это упаковка и продажа продукта. Фестиваль "Молодость" – такой же продукт, как и любой бренд, отличающийся разве что более сложной структурой: количеством небольших проектов внутри и коммуникацией с разными аудиториями одновременно. Моя цель, конечно же, — привлечение инвестиций на фестиваль для расширения его возможностей. Продукт кино, который формирует наша команда программеров, направлен на другую аудиторию – конечного зрителя. Их задача: завлечь больше зрителей и собрать box office. Разобрав по полочкам структуру фестиваля, приходишь к выводу, что каждый продукт нуждается в продаже. Для этого и существует маркетинг.

Я очень горжусь нашей сплоченной и сильной командой. А то, что не получилось, — мы сделаем на следующем фестивале, ведь этот сезон – только начало".

Глеб Родченков, PR–директор

"В этом году в нашем PR-отделе было пять человек. Со стороны генерального директора Ивана Адамчука нам был дан огромный кредит доверия, и это важно. Это наложилось на главную ценность "Молодости" – свободу. Конечно, ключевые вещи мы согласовывали с гендиректором, но в основном PR-отдел работал самостоятельно и воплотил какие-то, на мой взгляд, революционные решения – например, в выборе партнеров фестиваля. Нашим главным модным партнером стал бренд KSENIASCHNAIDER. Весь мир знает его благодаря джинсам из переработанного денима. Именно джинсы были дресс-кодом на наших красных дорожках. Мы хотели показать зрителям, что кинофестиваль – это не только black tie.

Наша основная задача – освежить восприятие кинофестиваля и сделать его модным для украинской молодежи. У каждого в украинской кинотусовке есть своя "Молодость" – свои воспоминания о фестивале пятилетней или десятилетней давности. Нам же хотелось создать комплексный имидж фестиваля. Основной месседж – вернуть "Молодость" молодежи, именно поэтому, например, мы сделали бесплатную аккредитацию для студентов. Кроме того, для афиши мы сняли кампейн в модной эстетике – над ним работал fashion-фотограф Юрий Мазагаев, в портфолио которого сотрудничество с брендом LITKOVSKAYA и Vogue.it, и, по отзывам, аудитория не ожидала от нас такого. (Улыбается.) Цель этого кампейна – показать, что мы можем делать чуть-чуть по-другому. Что касается нашего девиза "Кіно не без питань" – это концепция, которую мы будем развивать и дальше. Выглядим мы сейчас хорошо, так что продолжим наполнять форму содержанием.

Пандемия заставила нас изменить подход к работе, сделала нас более собранными. Мы словно работали в невесомости – получится? не получится?.. Карантин заставил нас прибегнуть и к онлайн-формату – так, все 90 фильмов из конкурсной программы можно было увидеть онлайн из любой точки Украины, и это наша победа.

К юбилейному фестивалю наша команда начала готовиться сразу после завершения предыдущего. Сейчас работаем над тем, чтобы усилить бренд в украинском медиапространстве. В 2021 году "Молодость" должна подняться еще на ступеньку выше, поскольку полстолетия – большой стаж и серьезная ответственность. Мы хотим сделать праздник кино для всей Украины, а не только для Киева, вывести фестиваль на новый уровень. Планируется новое конкурсное направление в программе (скоро объявим официально), запускаются и будут запущены образовательные проекты (одно из первых событий состоялось уже в сентябре – мастер-класс режиссера сериала "Чернобыль" Юхана Ренка в Киеве). Будет больше активностей и форматов для студентов.совсем скоро пройдет мастер классов "Як творити кіно", и буквально на выходных состаялись Дни Вишеградского кино. Кроме того, расширится сетка локаций, и "Молодость" станет еще ближе и доступнее зрителю".

Екатерина Янюк, глава аккредитационной службы и службы волонтеров

"Моя служба волонтеров – это связующее звено между зрителем и фестивалем. В принципе весь путь зрителя на нашем фестивале соприкасается с моими службами, от момента, когда он на сайте покупает абонемент, до того, как волонтеры встретят его у зала и помогут найти место... Это детали, о которых обычно не говорят в интервью, но все их замечают. (Смеется.) В этом году к моим задачам добавился и контроль за выполнением всех карантинных мер. Люди сначала не понимали, могут они ходить на фестиваль или не могут, безопасно ли это… Мы видели это по динамике. Мы продумывали схемы рассадки в зале, тестировали на себе антисептики, много говорили с волонтерами о том, как вести себя с гостями – например, что ни в коем случае нельзя трогать чужой телефон, когда человек просит помощи с билетами.

Я работаю на "Молодости" пять лет с перерывами, у меня был быстрый карьерный взлет: от волонтера до главы нескольких служб – аккредитационной, службы протокола и волонтеров. И моя самая любимая задача на фестивале – это работа с волонтерами. Когда ты делаешь фестиваль, очень важно чувствовать плечо, и они – мое плечо. Волонтеры приходят заряженные, они обожают кино и всегда меня очень вдохновляют. Мне важно, чтобы они были интересны фестивалю и чтобы фестиваль был интересен им, поэтому я провожу собеседование лично с каждым, а это более 120 человек. Я ищу мотивированных людей: кто-то хочет смотреть кино, тусить с иностранными гостями, кто-то хочет найти единомышленников и друзей. Все это прекрасная мотивация для работы на "Молодости".

В 2020 году команда "Молодости" значительно обновилась, и я точно могу сказать, что у нас очень поменялось настроение в офисе и команде. Признаюсь, я не планировала в этом году работать на фестивале, но потом очень вдохновилась тем, как работает новая команда. Думаю, именно за счет команды мы сумели подготовить и провести "Молодость" в такие сжатые сроки. Сделать международный фестиваль за два месяца – это фантастика.

В этом году впервые были абонементы для студентов – поступило больше 1000 заявок, это значит, люди хотят смотреть кино. К слову, я полностью отвечала за онлайн-платформу для продажи билетов. Диджитализация этого процесса далась непросто. Я даже шутила, что внедряю церковь диджитализации на "Молодости". Все привыкли к бумажным билетам, поэтому нужно было перестроиться. Я как раз занималась разработкой билетной онлайн-системы на ОМКФ три года назад, поэтому и согласилась.

Единственный недостаток моей работы в том, что за время фестиваля я посмотрела только три фильма полностью и два наполовину. (Смеется.) При таком количестве работы, которое у меня было, смотреть больше нереально".

Фото: Vlad Novak

Популярное на VOGUE