Как гусеница превратилась в бабочку, а неудачливый комик в суперзлодея? Об этом расскажет новая картина Тодда Филлипса.
Художник Адольф Гитлер так и не получил должного признания. Тогда он избрал другой путь для самореализации – и утопил половину мира в крови и слезах. Человечество усвоило этот урок: с тех пор массу бездарностей в целях предосторожности называют "гениями", чтоб они от обиды ничего не натворили. Но в комиксах не привыкли авансом раздавать высокопарные комплименты. Именно потому несмешной клоун Артур Флек однажды превратился в суперзлодея Джокера.
Официально Джокер появился в комиксах в 1940 году, сменил множество масок и породил кучу версий, почему он стал тем, кем он стал. Актеры Сезар Ромеро, Джек Николсон, Марк Хэмилл, Джаред Лето и другие одалживали Шутнику свою внешность и свой голос. А прообразом Джокера был Конрад Фейдт в роли Гуинплена.
Собственно, "Человек, который смеется" подарил нам один из вариантов появления суперзлодея: Джокер Хита Леджера рассказывает, как на его лице появилась улыбка Глазго – ножевое ранение, которое еще в детстве обезобразило его облик. Кроме того, мы знаем и другие версии: если неудачно упасть в кислоту, можно удачно превратиться в главного садиста Готэма. О Джокере 2019 года в Интернете пишут – ему даже не надо было окунаться в кислоту, а достаточно было окунуться в общество.
Но нечего сваливать вину на окружающих. Ведь режиссер "Джокера" Тодд Филлипс сам заявил, что в основу его фильма лег комикс "The Killing Joke". Это история о неудачливом комике, который старается доказать своим оппонентам, что даже самого миролюбивого человека можно превратить в чудовище. Джокер портит жизнь людей, тем самым пытаясь обратить их в свою веру.
Но, поскольку в "The Killing Joke" также присутствует падение героя в кислоту, то корректнее будет сравнить картину Филлипса с "Королем комедии" Мартина Скорсезе. В фильме бездарный комик (Роберт Де Ниро) бездарно взаимодействует со своим успешным коллегой, а затем похищает его. Чтобы у зрителя не возникали сомнения, откуда растут ноги "Джокера", Тодд Филлипс похитил в свой фильм Де Ниро и намеревался то же самое проделать со Скорсезе. Филлипс отправил Мартину Скорсезе сценарий и пригласил быть продюсером картины. Но получил отказ, поскольку американский киноклассик в это время снимал "Ирландца".
Внимательный зритель увидит на "Джокере" кислотные пятна не только "Короля комедии", но еще и "Таксиста", а также "Заводного апельсина" Кубрика. Кинокритики характеризуют ленту Филлипса самым противоречивым образом: одни — как воспевание анархии, другие — как осуждение мирового хаоса. "Левые" говорят, что "Джокер" демонстрирует ужасные последствия политики "правых", консерваторы в свою очередь заявляют, что главный герой воплощает опасность революции. К этому хору голосов присоединились еще и родственники убитых и раненых в результате стрельбы в кинотеатре Авроры (штат Колорадо). Как известно, во время показа фильма "Темный Рыцарь: Возрождение легенды" 24-летний Джеймс Холмс открыл огонь прямо по зрителям.
"Джокера" пытались запретить не только потому, что кто-то мог бы начать стрельбу во время премьеры. Но еще и по той причине, что герой Хоакина Феникса (Джокер), лишь надев маску зла, превращается из несчастного психбольного в харизматичного преступника. Теперь его шутки попадают в цель – и эта цель абсолютно мертва.
Феникс не в первый раз играет психически неуравновешенного человека, который становится убийцей, – вспомнить хотя бы его героя в "За что стоит умереть" (1995). В этот раз главной особенностью его персонажа стал "скорбный смех", когда тяжело разобрать, плачет человек или смеется. Псевдобульбарный паралич, оторванность от реальности превращают все попытки пошутить в нечто несуразное и даже страшное.
Тодд Филлипс знает многие тонкости восприятия юмора – недаром он был сценаристом "Бората". Поэтому, создавая новую страницу в мифологии Джокера, он вплел туда и коулрофобию. Ведь пугающего и печального в клоунах гораздо больше, чем смешного: это подтверждают "Прыг-скок" Эдагара По, маньяк Джон Уэйн Гейси, Джозеф Гримальди, чьи мемуары редактировал Чарльз Диккенс, после чего впал в депрессию. Не забудем и Стивена Кинга, который утверждал, что клоуны выглядят устрашающе, когда встречаются вне контекста – без цирка или праздника.
В какой-то мере Хоакин Феникс играет каждого из нас – клоуна, который выпал из контекста и никак не может найти нужных слов, подходящего выражения лица, адекватных поступков. Свое место в этом мире он обретает лишь после того, как его лишают лекарств и дают ощутимый пинок под зад.
Джокер Леджера разыгрывал на экране концепцию терроризма. Джокер Феникса – это история выбора в ситуации, когда выбирать нечего, да и некому. Тодд Филлипс уже сообщил прессе, что у его фильма не будет продолжения. Ведь самое интересное он уже и так показал.
Текст: Анастасия Ванина