История красной ковровой дорожки

Пожалуй, самая известная красная ковровая дорожка сегодня – это та, которую ежегодно расстилают возле театра Долби в рамках проведения церемонии "Оскар". Но на самом деле для шоу ее начали использовать только в 1961 году, а ее история тянется сотни лет назад.

imageПостановка пьесы Эсхила "Агамемнон" в 1952 году (фото: University of Cambridge)

Если быть совсем точными, то многие историки считают, что впервые красная дорожка упоминается в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила "Агамемнон" в 458 г. до н.э. Первой известной ссылкой на гламурную практику раскатывания красной ковровой дорожки стала именно эта пьеса, описывающая короля (одноименного мифического персонажа Агамемнона), возвращающегося домой после победы в битве по "багровому пути".

Картина Каналетто "Шествие Ордена Бани", 1749

Но главный фактор в истории красной коровой дорожки – это ее цвет. Красный на протяжении веков был цветом, символизирующим статус и богатство. Еще в XIII веке Папа Римский постановил, что только кардиналы, самые высокопоставленные люди католической церкви, могут носить красное. Политические деятели приняли свою версию этой идеи в то же время, и европейские лидеры начали включать красный цвет в свой гардероб в знак своего высокого статуса. За пределами Европы ацтекская и инкская культуры Мезоамерики считали красный цветом, который будет носить только элита, аристократия.

В основе такой ассоциации лежала одна практическая причина: цена красителя до промышленной революции XIX века. До изобретения синтетических красителей красный был чрезвычайно сложным в создании и соответственно невероятно дорогим, почему и является признаком очень высокого статуса, поскольку только определенное количество людей могли позволить себе его носить. К примеру, еще в древнем Риме для производства краски красного оттенка использовались моллюски, а для того, чтобы изготовить грамм красителя их требовалось несколько тысяч. Такой способ добычи краски был буквально на вес золота. Поэтому красный был символом невероятного достатка.

Иллюстрация коврового станка Murkland Ingrain в работе, 1876

Цена на красный краситель начала снижаться в XVI веке после того, как Испания завоевала Центральную и Южную Америку. Испанцы взяли красные красители – сделанные способом дробления мексиканской кошенили – и продали их по всей Европе. Возвращаясь к дорожкам – несмотря на доступность красителя, сами ковры все еще оставались довольно дорогими, так как их нужно было соткать вручную.

Но затем произошла промышленная революция и ее инновации, которые включали синтетический химический краситель и автоматическое плетение ковров. Синтетический краситель был изобретен в конце XVIII века и стал более распространенным в XIX-м. Внезапно, к середине 1800-х годов, больше не нужно было быть частью элитного социального класса, чтобы позволить себе красные ткани. Красный ковер уже рассматривался как нечто, предназначенное только для обеспеченных, но теперь любой желающий мог купить его.

Боксер Джо Луис и его жена на Центральном вокзале Нью-Йорка, 1930-е годы

Но, хотя цена на красную дорожку снизилась, ее значение, безусловно, не потеряло никакой ценности. Свидетельство этой динамики можно увидеть в одном из наиболее широко известных предголливудских анекдотов на красной ковровой дорожке. В 1821 году в Джорджтауне, штат Южная Каролина, прибытие президента США Джеймса Монро было ознаменовано тем, что ему выстелили красный ковер, чтобы он сошел на берег с корабля (почти как у Эсхила). С тех пор красная дорожка стала стандартным дополнением к громким событиям с участием политических деятелей.

В английском языке есть устоявшаяся идиома red carpet treatment, которую можно перевести как "отношение с особым уважением" или "обращаться по-королевски". Считается, что эта фраза возникла в начале ХХ века, и не в Голливуде, а на нью-йоркском вокзале. Это случилось, когда запустили знаменитый экспресс XX века, который работал с 1902 по 1967 год, и мог доставить людей из Нью-Йорка в Чикаго на несколько часов быстрее, чем любые другие поезда. Скорость экспресса представлялась как мера класса и роялти – поэтому на Центральном вокзале Нью-Йорка была развернута красная дорожка для пассажиров, направляющихся к этому конкретному поезду.

Премьера фильма "Певец джаза", 1927

После использования в Нью-Йорке, популярность красной ковровой дорожки достигла Калифорнии. Впервые в Голливуде ее использовал Сид Грауман. 18 октября 1922 года Грауман организовал первую голливудскую премьеру. Фильм, о котором идет речь, назывался "Робин Гуд", и Грауман, владелец новоиспеченного Египетского театра, собирался произвести впечатление. В конце концов, фильм стоил около 1 миллиона долларов – ошеломляющая цифра в то время. Дуглас Фэрбенкс, звезда фильма и "первый король Голливуда", был одной из первых звезд, которые вышли на красную дорожку.

Китайский театр, владельцем которого также был Грауман, принимал церемонии между 1944 и 1946 годами, но только в 1961 году Американская киноакадемия решила добавить красную дорожку к своей формуле вещания, когда перед церемонией впервые транслировалось прибытие звезд. Но только в 1964 году, когда дорожка и церемония транслировались в цвете, люди могла увидеть красный под ногами звезд.

Барбра Стрейзанд, 1969

Сегодня же красная ковровая дорожка кажется неотъемлемой частью торжественных и официальных мероприятий. Самое грандиозное из них – это, конечно же, "Оскар", на что есть свои причины. Ковер в театре "Долби" в Лос-Анджелесе, где с 2002 года проводят церемонию, тянется почти на 300 метров в длину и 10,5 метров в ширину. В итоге, это более полторы тысячи квадратных метров материала, на установку которого требуется два дня.

Популярное на VOGUE