Фильм недели: рецензия на "Зеленую книгу" Питера Фаррелли

"Зеленая книга" номинирована на "Оскар". Но фильм уже обвиняют в том, что его создатели пытаются снять белые сливки с черного кофе.

image

В 2018 году вышел целый ряд картин, которые, хоть и в развлекательном ключе, но поднимали проблему расизма: "Простите за беспокойство", "Черная пантера" и "Черный клановец". "Зеленая книга" Питера Фаррелли не стала исключением. Эта рождественская сказка, роуд-муви со счастливым концом заставляет улыбнуться, и даже всплакнуть, а затем выйти из кинозала с полным ощущением того, что ксенофобия никогда не найдет место в вашем прекрасном и большом сердце.

Но дело в том, что "Зеленая книга" – экранизация автобиографических заметок, записанных Ником Валлелонгой со слов его отца Тони. "Черный клановец" также снят по автобиографической книге. Возможно, этот факт придает воспоминаниям вполне понятную субъективность, когда рассказчик выглядит лучше остальных. Чернокожий парень Рон Сталворт оказывается вдвойне умнее любого белого – хотя бы потому, что белый отягощен расовыми предрассудками. В "Зеленой книге" простой итальянец Тони Валлелонга глубже, смелее и сильнее своего известного патрона – джазового пианиста Дона Ширли, афроамериканца. Тони учит музыканта не отвергать черную культуру, с пониманием относится к любовным предпочтениям товарища и, по итогу, принимает его в свою семью.

Коснуться сюжета "Зеленой книги" имеет смысл хотя бы потому, что претензии к "Черному клановцу" сводились к обвинениям в либеральном дискурсе. И то, со стороны отечественного зрителя, который слово "либеральный" трактует весьма произвольно. А "Зеленая книга", была воспринята более строго, но уже чернокожими на Западе и, прежде всего, семьей Дона Ширли. Фильм о дружбе людей разной расы называют расистским.

Урожденный датчанин Вигго Мортенсен в роли водителя Тони мало похож на итальянца. Скорее на раздобревшего Арагорна, который охраняет другого физически слабого героя – на этот раз не Фродо, а Горлума. Ширли изображен как забавный, но нелюдимый сноб, шипящий себе под нос всякие гадости и придирки. Где-то далеко у него есть брат, но связи потеряны.

Дон Ширли

На самом деле, оказалось, что у Дона Ширли было несколько братьев. Родственники музыканта вообще говорят о строго рабочих отношениях между главными героями фильма – никакой дружбы. Более того, Ширли вскоре уволил своего итальянского водителя. Собственно, причины увольнения отображены в картине: нежелание открывать дверь, брать багаж и отсутствие специального головного убора.

Сам факт появления "Зеленой книги" показался семье Ширли недоразумением. Вроде бы Ник Валлелонга обратился к пианисту с предложением снять о нем фильм, но был отвергнут. Настойчивый Ник продвигает другую версию: Дон Ширли был не против постановки, но просил дождаться его смерти. Якобы существуют свидетельства, в которых говорится о дружбе и доверии между персонажами.

Исполнитель главной роли Махершала Али, хотя тщательно изучал пленки с реальным Доном Ширли, играет собирательный образ – успешного черного человека в белом мире. На ум приходят Майкл Джексон и Барак Обама. 44-й президент вспоминается особенно, когда Ширли настаивает на решении конфликта мирным путем.

Успехи белого человека воспринимаются как индивидуальные достижения, а черный всегда остается представителем своей расы. И, если белый поддерживает черного, то это может осознаваться как некая форма снисходительности. Расизм, ксенофобия – "привилегия" не только белых. Цвет кожи не имеет большого значения, когда речь идет о предубеждении и непонимании.

Может быть, фильм Фаррелли и в самом деле далек от реальных отношений главных героев, но смотреть его приятно. Зрители США могут вспомнить "Шофера мисс Дейзи", отечественный зритель – "Вокзал для двоих". Особенно, в сцене, когда Ширли играет на пианино в забегаловке для черных. Совсем, как Басилашвили, который в картине Рязанова тоже пианист, столичная знаменитость и тоже уже отвергнут обществом.

Вигго Мортенсен, Махершала Али и Питер Фарелли

"Зеленая книга" обратила внимание публики на личность Дона Ширли. Режиссер Йозеф Астор в 2010 году снял картину Lost Bohemia об обитателях Карнеги-Холл, среди которых был и Дон Ширли. Теперь он занят документальным фильмом непосредственно о музыканте. Естественно, Астор недоволен версией Фаррелли. И уже на новой волне популярности пианиста, покажет свой безупречный вариант.

Питер Фаррелли

Писатель Эдвин Ширли-младший наверняка напишет Евангелие от Эдвина о жизни и высказываниях знаменитого родственника. Оказывается, Дон не только Тони учил писать книги. Эдвин Ширли вспоминает, как однажды услышал от своего дяди совет прочитать Марселя Пруста "В поисках утраченного времени". Утраченный Дон Ширли возвращается к своему слушателю.

А симпатики Тони Валлелонга найдут его в "Клане Сопрано", где он сыграл криминального босса Кармайна Лупертацци. Наверно, можно попробовать разглядеть Тони среди гостей в картине "Крестный отец", но сделать это будет гораздо сложнее.

Текст: Анастасия Ванина

Популярное на VOGUE