Фильм недели: "Джон Уик 3" с Киану Ривзом

Самым главным кинособытием мая стал не только Каннский фестиваль, но и выход в прокат фильма "Джон Уик: Парабеллум". Баба Яга в исполнении Киану Ривза теперь против всего мира.

image

"Джон Уик" (John Wick) – киносериал, который не нуждается в рекомендациях. Его любит неискушенный зритель, а знаток кино с удовольствием замечает множество цитат и аллюзий: Жан-Пьер Мельвиль, Акира Куросава, Джон Ву и Серджио Леоне – настоящее вдохновение для создателей "Джона Уика". И главное, не возникает ощущения бездушной индустрии, когда, однажды сняв удачный фильм, кинематографисты клепают сиквелы и приквелы.

"Джон Уик-2" закончился на самом интересном месте: главный герой нарушил правила игры – и теперь его голова стоимостью в 14 миллионов долларов стала целью для каждого дееспособного киллера в любой точке мира. Между второй и третьей частью прошло чуть более часа, а вот поклонникам франшизы пришлось ждать несколько лет. Что ж, они не будут разочарованы.

Уик – белорусский пенсионер, убийца по имени "Баба Яга" и любитель собак, способный уничтожить боевую группировку при помощи нескольких карандашей. Впрочем, в третьей части он уже убивает словом – точнее, книгой. Как в видеоигре, в каждой серии Уик попадает на новый, более сложный уровень. В первом фильме главный герой выступает как охотник, гангстерский мир относится к нему дружелюбно и даже убийца, которому заказали Джона, на самом деле подстраховывает его. Во второй серии тучи начинают сгущаться: число врагов растет, Уик получает заказ, но его самого тоже заказали – причем выполнить задание может любой желающий.

Во вселенной франшизы существует зона безопасности, т.н. Швейцария, в которой запрещено убивать. Отель "Континенталь" напоминает приют преступников из фильма "Рейд" (2011). Авторы "Джона Уика" представляли что-то вроде небоскреба Флэтайрон-билдинг. Был даже запущен сериал "Континенталь", посвященный жизни ассасинов. Все обитатели отеля в фильме носят безупречные костюмы. Подобная фетишизация отсылает нас к картинам Мельвиля: "Белые перчатки – это моя традиция: их носят все убийцы". Авторы "Джона Уика" не стали повторять фишки французского гения, а придумали свои. Например, для главного героя был создан костюм, который охарактеризовали как "похоронный" – очень схожий с одеянием священника. Мимика никогда не была сильной стороной Киану Ривза, но здесь это играет в его пользу, вызывая ассоциации с ледяной маской Делона из "Самурая" или невозмутимым выражением лица Чарльза Бронсона.

Еще одна особенность франшизы – возраст персонажа. В Голливуде с пенсионерами работает в основном Квентин Тарантино. Но "эйджизм наоборот" изначально был заложен в литературную основу "Джона Уика". Дерек Кольстад говорит, что при написании сценария представлял 60-летнего Пола Ньюмана. Конечно, Киану Ривз моложе – ему чуть более 50. Но его герой напоминает и Ли Марвина из "Выстрела в упор", и Клинта Иствуда в "Непрощенном". По сути весь "Континенталь" – это дом престарелых, хотя любой из присутствующих даст фору молодым. Персонажи Иэна МакШейна, Лоуренса Фишборна, Хэлли Бери, Марка Дакаскоса не нуждаются в комментариях, биографии уже написаны на их лицах. А "плачущего убийцу" Дакаскоса мы любим еще и за легендарное капоэйра – аналог нашего боевого гопака.

Режиссер Чад Стахелски и его коллега Дэвид Литч – феномен в истории кино. Постановщики трюков во множестве известных блокбастеров, в том числе и "Матрице", решили снять собственный фильм. И доказали, что профессионал лучше универсала. Фильм-балет, в котором герой идет по трупам, где любой прохожий может оказаться убийцей, а любой предмет – орудием убийства. Как в мюзикле персонажи, почти не переставая, поют и танцуют, здесь герои, также, не останавливаясь, различными способами убивают друг друга. Это красиво. Режиссеры часто говорят о действии и о темпе. И не случайно. Перед нами уже третий фильм – и ни разу у его создателей не сбилось дыхание.

Да, время от времени здесь говорят смешные пафосные фразы, вроде "вы вонзили дьяволу нож в спину". Но еще чаще подмигивают любителям кино: место, названное как фильм Мельвиля "Красный круг", или сцена перестрелки в зеркальном зале – цитата из "Леди из Шанхая" Орсона Уэллса. Один из персонажей читает книгу "Шибуми" Рода Уитакера – собственно, оттуда и была заимствована история про убийство карандашами.

Мир, сплошь состоящий из убийц, напоминает киновселенную Серджио Корбучи, где каждый встречный оказывался охотником за головами. Его культовый персонаж Джанго из одноименного фильма был готов постоять за себя, даже когда на его теле не оставалось живого места – естественно, в "Джоне Уике" появляется исполнитель роли Джанго актер Франко Неро.

Авторы франшизы сравнивали свой мир со сказкой о Гарри Потере: для обычного человека все может выглядеть тревожным и опасным, при этом вполне тривиальным. Но если ты входишь в число посвященных, то видишь подводные камни данного мира, которые – сплошь алмазы. В конце второй серии Джон Уик сказал, что убьет всех, кто решит заработать на его смерти. И теперь против него весь мир, которому не поздоровиться.

Текст: Анастасия Ванина

Популярное на VOGUE