В украинский прокат вышла отличная спортивная драма "Аутсайдеры" с Мэттом Дэймоном и Кристианом Бейлом.
"Аутсайдеры" (Ford Ferrari, 2019) в полной мере воплощает собой то, что принято называть "американским архетипом". Самостоятельность индивида, преобладающая над единством; иммигрант, готовый воплотить национальную амбицию; в конце концов, победа, которую тяжело отличить от поражения – все это в той или иной мере присутствует в картине Джеймса Мэнголда. В кратком синопсисе "Аутсайдеров" вы можете узнать о знаменитой 24-часовой Ле-Мана – гонке на выносливость, а еще о соперничестве между Ford и Ferrari. Автомобильная война длилась не один год и практически любой автолюбитель знает, чем она закончилась.
Но ценность ленты Мэнголда как раз и заключается в том, что восхититься ее способен почти любой зритель, вне зависимости от своих познаний. Любой, кроме, пожалуй, итальянцев. Как остроумно заметил один из критиков, даже Мусолили в антифашистских фильмах показывали более доброжелательно, чем выведен Энцо Феррари в "Аутсайдерах". Интересно, что актер Кристиан Бэйл, который, собственно, и сыграл основного персонажа – гонщика Кена Майлза, одновременно был приглашен в биографическую картину "Энцо Феррари" на главную роль. Но впоследствии уступил место Хью Джекману – Росомахе из фильмов Джеймса Мэнголда.
Один из героев фильма Кэрролл Шелби (Мэтт Деймон) и в реальной жизни крепко недолюбливал Феррари. Прежде всего, за его мерзкую привычку стравливать своих гонщиков друг с другом. По мнению предпринимателя, это рождало дух соперничества и по итогу улучшало результат. Впрочем, Генри Форд в "Аутсайдерах" тоже выглядит этакой прожорливой капиталистической акулой. В фильме парочка Феррари-Форд полностью отображают представление читателя журнала "Крокодил" о западном буржуинстве. Для современного зрителя и, видимо, для самого режиссера Мэнголда ближе будет аналогия с воротилами кинобизнеса. Из последних мощных сделок можно вспомнить приобретение части активов холдинга 21st Century Fox компанией Walt Disney. Но Форд не смог договориться с Феррари – тогда и началась схватка Давида с Голиафом.
Вот тут на первый план и выходит другая пара – Майлз и Шелби, которых играют Мэтт Дэймон и Кристиан Бейл. Такими героями славится американский кинематограф. Вспоминается Пол Нюман и Роберт Рэдфорд в "Афере" и в "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". Где-то рядом витает дух актера и гонщика Стива Маккуина. А дуэт Леонардо Ди Каприо с Брэдом Питом являют нам вещественное доказательство, как пара славных парней может вырвать из лап смерти тех, кого та уже давно уверенно заключила в свои объятия.
В картине отношения персонажей проходят определенную трансформацию – Майлз даже бьет Шелби по лицу. Очевидцы утверждают, что ничего подобного в реальности не было. Да и сам Кен Майлз вел себя гораздо вежливее и дружелюбнее, чем его экранный двойник. Для драматизма авторы решили обострить отношения между главными героями. Бейл и Деймон умело высекают искру из первоначальной настороженности своих персонажей, по итогу приводя их к взаимной симпатии. Интересно, что у актеров на протяжении нескольких десятков лет был один и тот же агент. Таким образом, часть ролей, от которых отказывался Мэтт Деймон, плавно перетекала в распоряжении его коллеги.
Итак, у создателей фильма была отличная реальная история, соединяющая в себе американский ковбойский дух и трагедию греческих мифов, когда сильный и независимый герой должен быть принесен в жертву божественных амбиций. Но самым трудным для воплощения оказалась киноглава, посвященная непосредственно гонке. Приходилось собирать по частям и реконструировать те отрезки пути, которые проходили гонщики в 1966 году.
Как известно, гонщики долгое время не пользовались ремнями безопасности – считалось, что быть выброшенными из машины более безвредно, чем остаться в горящей машине. Еще и по этой причине спортивные соревнования почти всегда оставляли за собой горький осадок. Но 24 часа Ле-Мана 1966 года продемонстрировали, что опасных поворотов гораздо больше, чем может показаться даже опытному гонщику.
В 1939 году кинопродюсер Дэвид Селзник пережил неимоверный триумф со своим шедевром "Унесенные ветром". Под его крыло попал и режиссер Виктор Флеминг, но были другие, которые не менее рьяно работали над фильмом – Сэм Вуд и, конечно, Джордж Кьюкор. Для Сэлзника не было важно художественное видение того же Кьюкора, ведь сам продюсер создавал большое кино – лес рубят, щепки летят. А современный режиссер Джеймс Мэнголд сделал фильм не о гонках, а о цене победы.
Кен Майлз закончил свою жизнь, как и мечтал: "лучше умереть на гоночной машине, чем быть сожранным раком". Его смерть помогла внести определенные правки в испытуемый автомобиль, которые и спасли жизнь другому гонщику – Марио Андретти.
Текст: Анастасия Ванина