С 13 по 21 июля в Одессе пройдет девятый по счету кинофестиваль. В этом году в программе как никогда много сложного социального кино: документальный фильм художника Аэй Вэйвэя, украинская премьера картины "Донбасс" Сергея Лозницы и новая работа иранского режиссера Джафара Панахи.
Фильм "Женщина на войне", снятый в копродукции Украины, Франции и Исландии, в этом году был в конкурсе Канн, а теперь открывает Одесский кинофестиваль. Его режиссер – исландец Бенедикт Эрлингссон, сделавший международную карьеру: его дебютный фильм "О лошадях и людях" в свое время получил призы на кинофестивале в Сан-Себастьяне и Токио. Картина эта о войне не буквальной, а скорее внутренней. Главная героиня – женщина средних лет Хала – ведет социальную борьбу за сохранение исландских гор, а параллельно внутри нее разворачивается конфликт, связанный с тем, хочет ли Хала быть матерью. В Каннах фильм уже успели назвать точным портретом современной женщины.
Украина в этот фильм "вложилась" не только как сопродюсер: над фильмом работал украинский костюмер Мария Керо, несколько актеров в эпизодических ролях и женский хор, а специалисты из Национальной музыкальной академии адаптировали тексты украинских песен для международной аудитории.
В программе "Фестиваль фестивалей" в этом году покажут один из самых обсуждаемых фильмов Канн – "Донбасс" Сергея Лозницы. 18 мая картина получила приз за лучшую режиссуру в секции "Особый взгляд". Лозница снял "Донбасс"в Киеве в феврале-марте 2014 года: это художественная картина, основанная на документальных материалах. За основу сценария Лозница взял материалы из любительских роликов на YouTube. Сам режиссер говорит: "Это маленькая попытка потрогать причины. Не результат, с которым мы имеем дело, а то, что этому предшествует".
Еще одна Каннская премьера – фильм "Три лица" иранского режиссера Джафара Панахи, яркого представителя иранской "новой волны", в арсенале которого – призы всех главных кинофестивалей мира. Хотя сам режиссер находится в Иране под домашним арестом и не имеет права давать интервью и якобы заниматься кино, его фильмы живут активной жизнью. В этом году "Три лица" взяли приз за лучший сценарий в Каннах. Как всегда у Панахи, это полудокументальное кино: его герои – три актрисы, каждая со своей историей: одна бросает кино из-за Исламской революции, вторая – только поступает в актерскую школу, а третья – признанная кинозвезда.
31-летняя Марыся Никитюк – украинский журналист, театральный критик и сценарист – представляет на ОМКФ свой полнометражный дебют, эротическую социальную драму "Когда падают деревья". Работы Марыси уж оценили в мире: в этом году фильм принимал участие в программе Берлинского кинофестиваля. Действие "Когда падают деревья" происходит в украинском селе, а его герои – влюбленные подростки, чьи отношения осуждает вся деревня. Визуально "Когда падают деревья" – нежное, эстетское кино: над фильмом работал польский оператор Михал Энглерт, призер кинофестиваля "Сандэнс" и Берлинале. Среди своих фаворитов и учителей Марыся Никитюк называет Влада Троицкого, Хао Миядзак и Ларса фон Триера.
Роман Бондарчук – арт-директор фестиваля Docudays UA и один из самых интересных украинских режиссеров. Его документальная остросоциальная драма "Украинские шерифы" в прошлом году попал лонг-лист "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В этом году Роман представляет свой игровой фильм "Вулкан", который 1 июля примет участие в Мюнхенском кинофестивале, а спустя две недели – в Одесском. "Вулкан" – это драмеди, которое рассказывает историю иностранца Лукаса. Лукас отправляется с миссией ОБСЕ к границе с оккупированным Крымом и оказывается в искаженной реальности в доме местного жителя Вовы. В этих странных местах, где каждый день может стать последним, Лукас получает шанс начать жизнь сначала. Очень актуальное кино.
В документальной секции в этом году участвует фильм художника Ай Вэйвэя. Его "Человеческий поток" – исследование проблемы беженцев, которой режиссер часто касается в своем творчестве (так, полгода назад в Копенгагене появилась инсталляция "Восходящее солнце" – Ай Вэйвэй сделал ее из спасательних жилетов беженцев с Востока, в которых они приплыли на греческий остров Лесбос). Что касается фильма, то "Человеческий поток" снимали более чем в 22 странах двумя десятками съемочных групп: в Сирии, Бангладеше, Италии, Афганистане. "Кризис беженцев – кризис человечности... В отношении к мигрантам мы потеряли наши самые базовые ценности", – говорит художник.