20 февраля в украинский прокат выходит драма "Работа без авторства" об одном из самых дорогих художников в мире – Герхарде Рихтере. В 2019 году фильм был номинирован на "Оскар" от Германии. Vogue.ua рассказывает, кто такой Герхард Рихтер, и почему о нем снимают кино.
Герхард Рихтер – абсолютная звезда мирового искусства. Работы 88-летнего художника находятся в коллекциях Центра Помпиду, лондонского Тейт Модерн и нью-йоркского MoMa, а его витраж украшает Кельнский собор. Сам Рихтер оказал огромное влияние на современных фотографов и художников. Например, в одном из интервью фотограф Питер Линдберг рассказывал, что в юности мечтал стать художником и пробовал себя в искусстве, потому что обожал Рихтера.
Рихтер родился в 1932 в Дрездене, его отец состоял в национал-социалистической партии, хоть и не питал привязанности к нацистской идеологии, так что творчество художника – в некоторой степени еще и осмысление вины за прошлое своей страны. В 1961 году Рихтер вместе с женой бежал из Советской Германии: переехал в Дюссельдорф, где продолжал обучение искусству, много путешествовал и общался с коллегами-художниками по всей Европе. В 1973 году художник представлял Германию на биеннале в Венеции, и это был первый случай, когда одному художнику отдали целый павильон.
В историю мирового искусства Рихтер вошел в первую очередь как автор поразительной фотореалистичной и абстрактной живописи. Женщины на его черно-белых, а порой серых картинах, похожи на романтичные привидения – настоящая ускользающая красота. В 1970-е он начал писать серию "Серый" – это абстрактные монохромные, плоские полотна, которые он будет рисовать 20 лет. "Серый. Он не делает никаких заявлений; не пробуждает чувств и ассоциаций; он невидим и не невидим", – говорил Рихтер. В 1972 году Рихтер отправился в десятидневную поездку в Гренландию. Он хотел буквально записать и запечатлеть пустынный арктический пейзаж. В 1976 году четыре появились большие картины под названием "Морской пейзаж" – яркий пример его творчества. Рихтер создает свои полотна при помощи больших шпателей и скребков, размазывая цвета так, чтобы получились непредсказуемые оттенки, за что еще 40 лет назад его обвиняли в издевке над живописью.
Художник всю жизнь обращается к абстрактному искусству не случайно: для него это способ разговора о прошлом Германии. Но Рихтер всегда был против того, чтобы изображать страдания и ужас людей реалистично. Так, в 2014 году он создал одну из самых великих своих работ: серию абстрактных картин "Биркенау" по мотивам фотографий, сделанных в концлагерях Освенцима в 1944 году. Это четыре серых полотна с яркими вкраплениями цвета. На реальных фото, сделанных одним из узников, были изображены другие узники, сжигающие труппы своих товарищей. Художник увидел эти фото в одной из книг, говорит, что рисовал "Биркенау" несколько лет, начав с реалистичного изображения и в итоге придя к абстрактным работам. В 2014 году все желающие могли увидеть серию перед входом в Рейхстаг.
К слову, еще одну известную работу может увидеть любой желающий – это витраж в Кельнском соборе. Это пиксельное изображение художник сделал за свой счет и подарил городу, за что получил волну критики о том, что вместо пикселей лучше было бы изобразить лики святых мучеников. Несмотря на то, что общество часто не понимает работы Рихтера, он остается одним из самых признанных и дорогих художников в мире и стал фактически живым классиком. В 1977 году парижский центр Помпиду открылся именно его ретроспективой; а в списке художников, которые принесли больше всего прибыли за последние 60 лет, он находится на пятом месте и единственный среди ныне живущих – после Пикассо, Уорхола, Клода Моне, Бэкона и Ренуара. Любят его и в поп-культуре: так, одна из работ из его фотореалистичной серии "Свечи" оказалась на обложке альбома группы Sonic Youth, ему посвящала песни группа Pet Shop Boys, художник не раз становился главным героем документальных и художественных фильмов.
Фильм "Работа без авторства" снял культовый немецкий режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. Его премьера прошла на Венецианском кинофестивале, Германия выдвинула его на "Оскар", хотя самому Рихтеру лента не понравилась. При этом художник консультировал создателей фильма, а картины для съемок ленты написал не кто-нибудь, а его ближайший ассистент. В фильме Рихтер является прототипом главного героя, художника по имени Курт Бартнет, а сама история посвящена мукам творчества и процессу создания искусства. По словам режиссера, в фильме есть определенный вымысел, но в большинстве своем он основан на реальных историях и рассказывает о реальных людях. Например, в ленте есть отрицательный герой, профессор Зебанд, нацистский врач. Его прототип – реальный врач, который сотрудничал с нацистами и по их указаниям стерилизовал больных в психиатрических клиниках Германии. В юности Рихтер женился на его дочери.
Фильм "Работа без авторства" в прокате с 20 февраля