Получить премию Американской киноакадемии за актерскую деятельность – дело непростое. Зачастую у номинанта должен быть серьезный послужной список, охватывающий десятилетия работы, истощающих съемок и масштабных кампаний. Но если выбрать идеальную роль и попасть в нужную категорию, эта неуловимая статуэтка может скоро оказаться в руках. В то время как претенденты на "Оскар" в 2020 году продолжают борьбу в своих номинациях, Vogue изучает статистику, чтобы определить наиболее эффективные стратегии для получения столь желанной награды.
С момента основания Академии 82 актера выиграли "Оскар" за то, что играли персонажей, прототипами которых были реальные люди. К примеру, в 2019 году три из четырех победителей попали в эту категорию по этому критерию: Рами Малек за роль Фредди Меркьюри в "Богемской рапсодии", Оливия Колман за роль королевы Анны в "Фаворитке", Махершала Али за роль Дона Ширли в "Зеленой книге". И чем выше статус исторической фигуры, тем больше шансов: Эдди Редмэйн получил статуэтку за роль Стивена Хокинга в ленте "Вселенная Стивена Хокинга", а Николь Кидман за роль Вирджинии Вульф в "Часах". Бонусных баллов добавит серьезная трансформация внешности, скажем, с использованием протезирования или если реальный человек посетит церемонию вместе с вами (как это было в случае с Дженифер Лоуренс, когда она была номинирована за роль в фильме "Джой" в 2016 году).
Академия одержима монархами и, похоже, это не скоро изменится. Еще до победы Оливии Колман, Чарльз Лоутон стал лауреатом премии за свою роль короля Генриха VIII в "Частной жизни Генриха VIII"; Джуди Денч – за роль королевы Елизаветы I во "Влюбленном Шекспире"; Хелен Миррен – за роль королевы Елизаветы II в "Королеве"; и Колин Ферт – за роль короля Георга VI в ленте "Король говорит!". Но не обязательно играть члена европейской королевской семьи: Юл Бриннер получил премию в 1957 году за роль короля Таиланда Монгкута в фильме "Король и я".
Перевоплощение в великого лидера (желательно с длинными монологами и по крайней мере одним всплеском гнева) уже давно стало путеводной звездой "Оскара". Это сработало для Гэри Олдмена (в роли Уинстона Черчилля в "Темных временах"), Дэниела Дэй-Льюиса (в роли Авраама Линкольна в "Линкольне"), Шона Пенна (в роли Харви Милка в "Харви Милке") и Бена Кингсли (в роли Махатмы Ганди в "Ганди"). Деспоты также часто появляются в этой категории: Форест Уитакер забрал домой статуэтку за роль Иди Амина, бывшего президента Уганды в фильме "Последний король Шотландии" в 2007 году.
Как ни странно, Голливуд любит молодых. Доказательства? 35 процентов лауреатов в категории "Лучшая актриса" получили награду до того, как им исполнилось 30 лет. Среди них недавние победители: Бри Ларсон ("Комната"), Эмма Стоун (Ла-Ла Ленд"), Натали Портман ("Черный лебедь") и Дженнифер Лоуренс ("Мой парень — псих"). Последней было всего 22, когда она победила. В противоположность этим наблюдениям, только один победитель в категории "Лучший актер" когда-либо был моложе 30 лет: Эдриан Броуди, который выиграл статуэтку за роль в фильме "Пианист" в возрасте 29 лет.
Если вы ищете ранние свидетельства особых отношений между Великобританией и США, обратите внимание на таких первых лауреатов "Оскара", как Вивьен Ли ("Унесенные ветром"), Лоуренс Оливье ("Гамлет") и Джули Эндрюс ("Мэри Поппинс"). Хотя Академия всегда предпочитала доморощенные таланты, британские исполнители идут на втором месте с 65 действующими победами на сегодняшний день. Нынешний рекордсмен по числу побед в категории "Лучшая мужская роль" также британец: Дэниел Дэй-Льюис, у которого три "Оскара" ("Моя левая нога", "Нефть" и "Линкольн") и шесть номинаций, несмотря на то, что он появлялся на большом экране всего 20 раз.
Кто лучше чем просто кинозвезда? Тот, кто также стал музыкальной иконой. Когда Шер превратилась из поп-звезды в актрису и получила "Оскар" в 1988 году за фильм под названием "Власть луны", она проложила путь для других: Куин Латифа была номинирована за роль в фильме "Чикаго" в 2002 году, Мэри Джей Блайдж за роль в ленте "Ферма „Мадбаунд"" в 2018-м и Леди Гага за роль в картине "Звезда родилась" в 2019-м.
Голливудская мудрость гласит, что чем больше работы вы вкладываете в роль, тем больше вероятность получить номинацию на "Оскар". В результате, мюзиклы, которые требуют живого пения, танцев или игры на музыкальных инструментах, часто приносят своим актерам победы. Это сработало для Райана Гослинга ("Ла-Ла Ленд"), Эммы Стоун ("Ла-Ла Ленд"), Барбры Стрейзанд ("Смешная девчонка"), Лайзы Миннелли ("Кабаре"), Кэтрин Зета-Джонс ("Чикаго"), Риз Уизерспун ("Переступить черту"), Дженнифер Хадсон ("Девушки мечты") и Энн Хэтэуэй ("Отверженные"). Кажется, что в 2020 году статуэтку домой заберет поющая и танцующая Рене Зеллвегер в фильме "Джуди".
В то время как победа в категории "Лучшая мужская роль" обычно предназначена для тех, кто играет персонажей, преодолевающих трудности, категория "Лучший актер второго плана" достается тем, кто изображает более незаурядных личностей. Один из повторяющихся типажей – изворотливый антагонист: вспомните безжалостного критика Джорджа Сандерса в фильме "Все о Еве"; зловещего мастера церемоний Джоэла Грея в "Кабаре"; или жестокого лидера Джонатана Кимбла Симмонса в ленте "Одержимость". Как обеспечить себе победу наверняка? Сыграть суперзлодея в стиле Хита Леджера в "Темном рыцаре", Хавьера Бардема в фильме "Старикам тут не место" или Кристофа Вальца в "Бесславных ублюдках".
Образ преданной матери, возможно, стал кинематографическим клише, но попробуйте объяснить это Академии: за последнее десятилетие восемь из 10 победителей в категории "Лучшая актриса второго плана" играли родителей. Некоторые из них неизменно поддерживают (Регина Кинг в ленте "Если Бил-стрит могла бы заговорить"), некоторые безнадежно взволнованные (Патриция Аркетт в картине "Отрочество"), а другие вводят в заблуждение (Эллисон Дженни в "Тоня против всех", Мо'Ник в "Сокровище"), но всех их запомнили за роли матерей.
Предоставляя претендентов Академии для номинации, участники кампании стремятся максимально увеличить свои шансы. Именно здесь много подводных камней. В фильмах с двумя сильными ведущими ролями студии могут выбрать одного из актеров, и представить его в категории "Лучшая роль второго плана", чтобы избежать разделения голосов. В 2019 году это сработало в пользу Махершалы Али: он победил в номинации "Лучший актер второго плана", в то время как его коллега по "Зеленой книге" Вигго Мортенсен был номинирован на главную роль. В других случаях, если в ведущей категории представлены особенно сильные претенденты, категории за роли второго плана могут стать вполне вероятным вариантом: как это оказалось для Виолы Дэвис ("Ограды") и Алисии Викандер ("Девушка из Дании"). Наш совет: хеджируйте свои ставки и управляйте ожиданиями.
С 1929 года более трети персонажей лауреатов в категориях "Лучшая мужская роль" и "Лучшая женская роль" упоминались в названиях своих фильмов. Джулианна Мур выиграла статуэтку за роль в фильме "Все еще Элис", Филип Сеймур Хоффман – "Капоте", Джейми Фокс – "Рэй", Джулия Робертс – "Эрин Брокович". Даже Мерил Стрип извлекла выгоду из этого правила: легенда выиграла трижды за роли в лентах "Крамер против Крамера", "Выбор Софи" и "Железная леди". Таким образом, все шансы в 2020 году есть у Рене Зеллвегер ("Джуди") и Хоакина Феникса ("Джокер").