Украинская актриса Оксана Черкашина – о работе над нашумевшим фильмом "Погані дороги", который выходит в прокат 20 мая; переезде в Польшу и эмансипации.
За месяц до нашего интервью Оксана Черкашина переехала в Варшаву и теперь живет на две страны. В Польше актриса, международная карьера которой началась в 2016 году с польско-украинского проекта "Мапи страху / Мапи ідентичності", – настоящая звезда. Год назад она получила премию театрального фестиваля "Божественная комедия" за лучшую женскую роль и попала в список 50 самых смелых женщин Польши по версии издания Wysokie Obcasy – наряду с нобелевским лауреатом Ольгой Токарчук.
К своему успеху 33-летняя харьковчанка относится сдержанно. "Дело не в том, что работать в Европе – это статусно. Нет. Я по натуре исследователь, люблю расширять собственные границы. Работа в Польше помогает глубже узнать профессию. В европейском театре иная система координат: я сыграла только один спектакль и попала во все СМИ, ко мне было очень много внимания. При этом мне не пришлось заниматься пиаром, я просто была собой".
Мы созваниваемся с Оксаной в понедельник – ее единственный выходной. Сейчас она репетирует в театре TR Warszawa пьесу "Три сестры" у Люка Персеваля. В апреле актриса прилетит в Украину: выходит в прокат дебютный фильм Наталки Ворожбит "Погані дороги", объединивший пять новелл о жителях Донбасса и отношениях, обостренных войной. Ворожбит написала пьесу "Погані дороги" по заказу лондонского театра Royal Court в 2017 году. Спустя три года сняла по ней фильм, который в прошлом году взял приз Verona Film Club Award на 35-й Международной неделе кинокритиков в Венеции – параллельной программе Венецианского кинофестиваля.
Оксана Черкашина сыграла в фильме одну из главных героинь — медика Таню, которая теряет любимого человека на войне. Актриса говорит, что ее Таня – собирательный образ. "Работа над ролью в каком-то смысле началась еще в 2017 году, когда в Харькове мы делали проект "Громадянський піксель", записывая и воплощая на сцене истории демобилизованных военных и их семей. Позже из этого материала родился документальный спектакль "ДПЮ". Одна из моих героинь, историю которой я рассказываю в "ДПЮ", — Лиля, жена военного, покорившая на первой встрече признанием: "Я никого с войны не жду, я просто живу своей жизнью"".
В одной из сцен героиня Оксаны красит губы ярко-оранжевой помадой – этот жест Наталка Ворожбит подсмотрела во время своих поездок на Донбасс. "Для женщин, работающих на войне врачами, важно держать "фасад", поддерживать ежедневные ритуалы ухода за телом, — рассказывает Оксана. — Для них макияж и укладка — это связь с довоенной жизнью, знак, что все еще может быть хорошо". Опыт общения с женщинами-медиками и с женами военных помог Оксане найти правильный голос для своей роли – она признается, что во время съемок часто думала, как будут смотреть фильм ее героини и как важно донести их опыт до зрителя.
В карьере Черкашиной, будь то кино или театр, нет простых ролей. Ее самая громкая работа в Польше – спектакль Diabły ("Дьяволы") в Teatr Powszechny по повести Ярослава Ивашкевича "Мать Иоанна от ангелов" — о монахинях XVII века, якобы одержимых демонами и изгнанных из церкви. История обретает особую актуальность в современной Польше, где уже полгода продолжаются протесты против решения Конституционного суда о практически полном запрете абортов.
"Наш спектакль – история о том, что любая религия и власть колонизирует женское тело, — рассуждает Оксана. — С октября 2016 года, с того самого "черного понедельника", в Польше продолжаются протесты. По сути, Польша уже предлагает миру новый вид феминизма — уличный, и наш театр не мог не ответить на это. Спектакль Diabły — попытка вернуть женщине ее тело".
Летом 2020 года Оксана инициировала в театральной среде дискуссию о насилии в украинском театре. На Facebook-странице группы "Насилля в театрі" — десятки важных свидетельств о пережитых унижениях, статистика, ссылки на законодательство. Актриса приводит пример: после того как она однажды разделась на сцене, ей стали пачками приходить предложения ролей с "откровенными" эпизодами в театре или кино. "Я прошу, окей, а покажите другие сцены с моей героиней? А других нет…" Поэтому Оксана считает, что репрезентация женского тела на сцене и экране сегодня нуждается в критическом осмыслении. Страница "Насилие в театре" и была создана как онлайн-платформа для такого критического диалога.
Как уберечь свою психику, играя сложных персонажей и работая взахлеб? У Оксаны есть ответ: помогают йога, медитация, прогулки, а также, смеется актриса, удаление Facebook со смартфона.
Любовь и внимание к себе очень важны для актера, уверена Оксана, график которой расписан на годы. В ближайшее время мы увидим сразу четыре новых фильма с ней: помимо "Поганих доріг", это "Клондайк", премьера которого состоится на кинофестивале в Одессе, а также польско-немецкий фильм "Синдром Гамлета" и польская лента "Укрощение строптивой".
Мы говорим с Оксаной почти два часа: о Симоне де Бовуар и Соломии Павлычко, о движении #metoo и четвертой волне феминизма. Актриса легко оперирует терминами "деколониальный феминизм" и "феминизм экзистенциальный", при этом уверена: театр может сработать лучше любой идеологии. "Я не хочу морализаторствовать. Куда важнее моя работа: я могу создавать образы таких героинь, которые одним своим присутствием эмансипируют женщин. Мне хотелось бы, чтобы женщина сама решала, что для нее хорошо, а что нет. Все мои роли — об опыте освобождения, о новом взгляде на женщину".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Jakub Pleśniarski @Van Dorsen Artists
Стиль: Michał Koszek @Visual Crafters
Прически: Piotr Wasiński @Van Dorsen Artists
Макияж: Gosia Macias @Van Dorsen Artists
Постпродакшен: ColorWorkz
Ассистент фотографа: Krzysztof Powierża
Ассистент стилиста: Weronika Wood
Особая благодарность – Studio Las