Ход конем: выездка – аристократичный вид спорта

Верховая езда – хобби аристократичное и недешевое. Александра Некрасова занимается выездкой уже год и утверждает, что тренирует не только тело, но и волю

image

Текст: Алена Пономаренко

"Что изменилось в вашей жизни с тех пор, как в ней появился конный спорт?" – спрашиваю я героиню. "Я забросила все другие увлечения, – неожиданно слышу в ответ. – Днем на конюшне, вечером – с детьми".

На встречу Александра приезжает прямо с тренировки – в легинсах, кепке, черной водолазке. Высокие сапоги для верховой езды, сумка Hermès – все выглядит как идеальный наряд для городской прогулки. И тем не менее это тренировочная форма, просто очень красивая. Верховой ездой, а точнее выездкой, Александра занимается около года, но увлечена настолько, что собирается покупать вторую лошадь, в поездках просит тренера прислать фотографии коня в мессенджер и тренируется пять раз в неделю. "Хотелось бы ежедневно, но надо отдыхать, – говорит она. – Не мне – животному".

Фото: Ксения Каргина

Выездка – самый элегантный и аристократичный вид конного спорта, который входит в олимпийскую программу. Тут не надо демонстрировать головокружительные трюки, преодолевать препятствия или мчаться вскачь с максимальной скоростью. Задача наездника – сохраняя внешнюю невозмутимость, незаметно для окружающих полностью подчинить себе животное. Выступления олимпийских чемпионов поначалу обескураживают: кажется, ничего не происходит, так может каждый. Главное – прямо держаться в седле, а животное само знает, что делать. На самом деле за грациозным танцем лошади – колоссальная работа: за час тренировки всадник теряет около 1000 ккал. Во-первых, надо управлять поводьями (по три в каждой руке) – тут работают кисти, предплечья и плечи. Во-вторых, удерживать равновесие – за это отвечают мышцы-стабилизаторы, проработать которые при обычной тренировке невозможно. В-третьих, держать осанку и "тормозить" – здесь включаются мышцы кора, в особенности пресс. Икры тоже в тонусе – за счет положения ног в стременах пяткой вниз. Когда всадник тренируется без стремян (а такое случается – например, если нужно уменьшить нагрузку для лошади), то удержаться в седле можно только усилием. "Внутреннюю поверхность бедра я теперь чувствую постоянно. Тут у меня объемные мышцы, отчего я не в восторге, но спорт из-за этого не брошу", – говорит Александра.

Выездка – дорогой вид спорта. Большая часть затрат – инвестиции в лошадь. Ее можно купить, причем цена в миллион долларов – не редкость. Александра свою не покупала – арендует в клубе и с ним же заключила договор о содержании. В плату, как в хорошем отеле, входит проживание и питание. У животного сбалансированный рацион, который подбирают индивидуально (на некоторые виды сена у лошади может быть аллергия). Надо также оплачивать услуги конюха и тренера – без последнего заниматься невозможно. Приходится вкладывать в экипировку – от перчаток до бриджей и сапог. Хорошие сапоги, например Petrie, обходятся в 1000 евро и шьются точно по меркам, как платье Haute Couture, причем процесс может длиться до полугода. Много уходит на амуницию: седло, вальтрапы, уздечки, ногавки, мундштуки, попоны, седла. Плюс груминг: раз в год, к зиме, животное стригут (густая шерсть мешает лошади сохнуть после тренировки) и каждые два месяца ровняют гриву. Плюс шампуни, витамины, лекарства (несмотря на внушительный вид, лошади – нежные и хрупкие создания). А также солярий – чтобы они могли хорошенько обсохнуть после душа.

Прежде чем приступить к тренировкам, важно преодолеть страх: это все же посерьезнее, чем впервые сесть за руль. Некрасова перед первым занятием в клубе не спала всю ночь – волновалась. "Животное проверяет, насколько ты сильный, – говорит она. – И почти всегда пытается сбросить". Дети, которые учатся езде верхом на пони, падают постоянно, но встают, отряхиваются – и снова в бой. Падать взрослым – страшнее и опаснее. Конь может встать в свечу, на задние ноги. А может подбросить заднюю часть корпуса, чтобы выбить всадника из седла. Падения травматичны: могут быть и сотрясения, и переломы, так что шлем – первое правило безопасности. Но больше никаких страховок не существует. Все зависит от силы, скорости и реакции. "Если конь тебя признал, он будет подчиняться, – говорит Александра. – А если сопротивляется, то победить эту тонну живого веса очень сложно".

У всадника на сапогах есть шпоры – ими отдают команды, подзадоривают коня, пускают в галоп. "По ощущениям для лошади это, скорее, щекотка, – успокаивает Александра. – Просто на боках – чувствительная зона, как у людей на ребрах". Если конь встал на дыбы или понес, его важно остановить любой ценой. Иногда это можно сделать, натянув поводья. Иногда – прижав икры к крупу. "Ты фиксируешь его шенкелями и будто обнимаешь, передаешь сигнал "спокойно", – объясняет она.

Лошади отвечают на хорошее отношение и любовь, но если их эксплуатировать, то можно получить дерзкое, озлобленное животное. Мобаду, коню Александры, 10 лет. Полгода назад его привезли из Австрии, где готовили к Олимпиаде и, судя по всему, не щадили. "Мой страшный дракон поначалу никого к себе не подпускал, – рассказывает она. – На тренировках вставал на дыбы. Но за несколько месяцев сильно изменился".

Некоторые используют лошадь как тренажер: приехал, отзанимался – и домой. Но те, кто относит выездку к парным видам спорта и по-настоящему любит животных, считают такой подход неприемлемым. Нежности с питомцами позволительны: можно трепать коня по холке, гладить за ушами и даже целовать в нос. Главное – не подходить сзади: одно движение копыт – и улетишь. Самые приятные моменты наступают после тренировки, когда огромное животное расхаживает по манежу, выпрашивает сладости (существуют специальные лошадиные конфеты), громко фыркает, а потом подгибает ноги – и валяется, перекатываясь из стороны в сторону, как гигантский кот. Кстати, у лошадей способность перевернуться с боку на бок – признак крепкой спины.

К тренировке лошадь надо готовить: чистить, полировать щетками и тряпкой, экипировать. Кто-то поручает это персоналу, Александра чаще обходится сама – говорит, это общение с питомцем и удовольствие. Первая часть занятия – разминка: надо шагать по кругу. Затем – прием "сборка", исходное положение для последующих занятий: конь опускает голову, подводит задние ноги – и будто превращается в грациозного лебедя. Потом – отработка упражнений. Тут животное, конечно, сопротивляется. Но команды, перетягивания настраивают обоих – и хозяина, и питомца – на рабочий лад. В отличие от конкура, в выездке нет эффектных прыжков: все тонко, неочевидно, на нюансах. Зато быстрота реакции тренируется отменно. Выездка воспитывает и силу воли. "Это постоянная работа над собой, – объясняет Александра. – Несмотря на эмоциональную связь с животным, нельзя терять контроль".

Выездка – не кроссфит: добиться с ее помощью кубиков на прессе не получится. "В этом спорте больше ума, владения собой, координации, – считает Некрасова. – Зато когда конь подчиняется, это сродни медитации. И нереальное удовольствие – как игра на гитаре".

Популярное на VOGUE