Код лести: неделя сознательной моды в Хельсинки
О том, как в Хельсинки устраивают сознательную Неделю моды, узнавала Татьяна Соловей.
- Меня зовут Али. Я поднимусь, чтобы показать, чем мы занимаемся: из таких старых (джинсов) мы научились делать вот это,- и показывает на белую хлопковую рубашку отменного качества.
Это главное о public-talk, который открывал Неделю моды в Хельсинки 22-26 июля и был посвящён теме сознательной моды. Али Харлин – профессор Центра технологических исследований Финляндии VTT, автор технологии ресайклинга хлопка, вискозы и целлюлозы, которая может применяться на отраслевых производствах и позволяет снизить до минимума выбросы углекислого газа. В 2016 году компания-правообладатель технологии Infinited Fiber произвела 50 000 кг переработанного сырья и сейчас занимается коммерциализацией проекта. Ближе к святому Граалю ресайклинга среди присутствующих журналистов и трендо-предсказателей никого не оказалось.
Организатор Эвелин Мора развивает HFW как первую неделю моды, ориентированную на sustainable fashion. В партнерах – тренд-агентство WGSN, в графике – марки-претенденты на статус сознательных.
- Это не питон, а кожа лосося, – презентует новую коллекцию финского бренда Uneins со-основатель Сара Грох. Ее производят на исландской дубильной мануфактуре Atlantic Leather, где остатки рыболовной индустрии приводят в товарный вид. Выглядит, как кожа питона, но эта, рыбная, не портится от влаги и дождя, и хорошо принимается местными клиентами. В новой коллекции есть еще один сознательный продукт – рубашки из органического хлопка. Его выращивали в Индии на органической ферме, красили на японской мануфактуре Kurkku и такали на семейном производстве Kondo, которое 200 лет специализируется на работе с набивным хлопком.
Эстонская марка August, основанная бывшим интерном Maison Martin Margiela Али Каргоя, –минимализм сложного кроя с японскими референсами. Все вещи шьются из тканей, сертифицированных по стандартам GOTS (действует с 2006 года и учитывает не только фактор органического земледелия, но и социальной ответственности производителей). Шведский F.A.S. – уличная мода в элегантной упаковке – топят за этику и гордятся исключительно европейским производством. Финская марка MEM практически достигла 100% сознательности: все вещи из переработанного хлопка, прототипы шьются из обрезков, коллекция создается и продается только в Финляндии (чтобы минимизировать транспортные перевозки и соответственно выброс углекислого газа).
Агентство WGSN появление брендов с кодом сознательности объясняют сменой поколений: Richness было важно для поколения Х, Wellnessness – для миллениумов. Отсюда пристальное внимание к способу производства, которое в финале определяет качество жизни. Наглядное представление о том, как текстильное производство влияет на окружающую среду – в интерактивной инсталляции агентства Futurice, диджитал проповедников умных технологий с офисами в 6 европейских странах. Играешь в молекулы натуральных и синтетических тканей, как в шарики, комбинируя к примеру хлопок, мех и биопластик. В финале на экране появляются статистика вредоносности формулы. Инсталляция Create the Formula расположена в том же художественном музее Амоса Андерсона, где и проходит большинство показов.
На показах одежда в основном выглядит слишком простой, даже для разглядывания в витринах, потому постоянно мучают вопросы – должна ли сознательная мода выглядеть монашеской версией актуального минимализма и всем своим видом напоминать о том, что много вещей – это плохо, это консьюмеризм, который становится причиной экологических и промышленных катастроф? Не окажет ли это медвежью услугу индустрии, как это случилось с эко модой несколько лет назад?
Теперь с приставкой эко любят продавать мешковатую не породистую одежду для валяния на коврике для йоги. Тогда как мода с потенциалом генераторы мечты и объектов желания обладает возможностью упаковать инновации в самую привлекательную упаковку. Впору начать мечтать, чтобы Джонатана Андерсона позвали сделать дизайн сумки-мечты из виноградной кожи, произведенной из остатков винодельческой индустрии или Кристофера Лемера – одежды из ткани, сотканной из фибры переработанных водорослей.
- Этот курс на сознательную моду стал сплошной головной болью, – смеется и не собирается отступать Эвелин Мора. 100% сознательное производство в современной индустрии – немного утопия. Добиться создания эко продукта в принципе маловероятно, к тому же нужно учитывать транспортные перевозки, использование не возобновляемой электроэнергии в магазинах или складах, и прочую огромную часть производственного айсберга. Так что производство или покупка дорогой футболки, произведенной по правилам сознательной моды, – пока скорее голосование долларом за мир, в котором хочешь жить.
фото: Helsinki Fashion Week, Anja Koppitsch, Markus Ketola
Фото сделаны на камеры Leica: Riku Kylä , Jere Viinikainen ,Oiva Kumpulainen , Veera Nivalainen and Joanna Suomalainen, Laura Karppanen
Читайте также:
Серый кардинал: 5 цитат Гурама Гвасалия о современной моде и разумном потреблении