Ход королевы: большое возвращение воротников
Всякий раз, когда дизайнеры ударяются в радикальный историзм, вспоминая рукава жиго и юбки с фижмами, мы с интересом наблюдаем, как формы и силуэты, почившие столетия назад, снова становятся актуальными.
В новом сезоне броские до театральности воротники вернулись в моду: кукольные (как, впрочем, и всегда) модели у Gucci, винтажные, в духе 1970-х, — у Celine, съемные и с бархатной лентой — у Erdem, "Пьеро" — у Alberta Ferretti, гипертрофированные, как у пилигримов, — в коллекции Tory Burch. Даже заправские минималисты Люк и Люси Мейер не упустили шанса романтизировать коллекцию Jil Sander, добавив к костюмам и платьям строгого кроя воротники в трогательных рюшах. Креативный директор Patou Гийом Анри также уверен, что весной мы будем носить ажурные воротники, и они станут еще грандиознее. В коллекции Resort 2021 он делает их абсолютно пейзанскими: такие в прошлом могла бы носить парижская модница, притворяясь крестьянкой.
Тут уместно задаться вопросом: почему ностальгические на вид воротники претендуют на чрезвычайную популярность? Все ли дело в их кажущейся новизне, хрустящей, как накрахмаленный хлопок среди безмолвного кашемира, в который мы кутаемся уже без малого год, тоскуя по свободе и вечеринкам?
Ответ нужно искать в истории. Величественные воротники возвращаются в моду не в первый раз: кружевные рабато с портретов кисти Ван Дейка были популярны в Америке 1880-х, а мягкие остроконечные, в духе лорда Байрона, адаптировала мода 1970-х. С XVI века воротник раф, похожий на жернов и собранный из 30 метров тончайшего муслина, был символом высокого общественного положения. Сегодня накрахмаленный воротник — символ победы модной индустрии над кризисом.
Апофеоз кипенного воротничка наступил не на страницах модного глянца, а на обложке журнала The New Yorker. Номер вышел в сентябре прошлого года в память о 87-летней судье Верховного суда Америки, активистке и поп-иконе Рут Бейдер Гинзбург. На угольно-черной обложке красовался ее знаменитый белоснежный воротник, собранный по остроумной идее арт-директора журнала из "зеркал Венеры" — одного из главных феминистских символов.
Рут сделала изящный атрибут, нарядный воротничок, личным знаком отличия. В поисках альтернативы мужским галстукам, выглядывавшим из разреза судебной мантии, она решила использовать деталь, считавшуюся "невыносимо женской". Свои самые знаменитые модели судья находила в обычных магазинах, а любимый, из белого бисера, привезла из Южной Африки. Надевая ажурные воротники поверх черной мантии, Рут Бейдер Гинзбург превратила их в символ эмансипации для нескольких поколений современных женщин.
Возможно, симпатичные воротнички Gucci и Patou из новых коллекций не станут синонимом эмпауэрмента и частью истории борьбы за права женщин, кроме неоспоримого права носить красивую одежду, но их хрустящая белизна — то, что нужно, чтобы войти в предстоящий сезон победительницей. Пускай даже в Zoom.