Экологически сознательная мода: как вырастить гардероб
Одна из самых перспективных идей экологически сознательной моды – вырастить, а не произвести гардероб.
В Париже параллельно с Неделей моды шел альтернативный показ. В Центре Помпиду открылась выставка "Производство жизни" – в рамках ежегодного проекта Mutations/Créations. В третьем выпуске в этом году 100 объектов созданы с применением биотехнологий – к примеру, люминесцентная лампа из генетически модифицированного материала, или цемент, на котором могут расти мхи и лишайники. Выставка только на первый взгляд кажется научно-фантастическим проектом. В модной индустрии главные открытия и "показы" происходят как раз в таких междисциплинарных проектах.
Представьте. На чаепитие в саду надеть кружевное платье, которое вырастили вместе с клубникой с повышенным содержанием витамина С. Варенье сделали из тех же ягод. Автор этой фантазии Кароль Коллет убеждена, что она станет реальностью к 2050 году.
Кароль – профессор и преподаватель курса Design for Sustainable Futures в колледже Central Saint Martins, а с 2017-го – еще и директор партнерской программы колледжа и компании LVMH по развитию и продвижению проектов устойчивого развития в сфере моды. Самый известный ее проект – представленный в 2012-м Biolace: генно-модифицированные клубника, базилик, томаты и шпинат. Корневища растут в форме кружева (его можно есть и носить), из базилика можно производить противовирусные препараты. Сейчас дело за малым – масштабировать открытие под индустриальное производство.
Кароль не устает повторять: амбиция ее экспериментов – не просто поиск альтернативной ткани. Она убеждена, что модную индустрию нужно перестраивать. Вместо того чтобы добывать природные ресурсы (к примеру, нефть – для производства полиэстера), нужно имитировать природные механизмы производства жизни – генерировать ткани и работать вместе с природой. Сейчас она "сотрудничает" с грибницами. Результаты пока держит в секрете, разве что показывает незапрограммированный симпатичный опыт: использованный молотый кофе в грибнице вырос в объемные цветы, похожие на камеи из каучука.
"Выращиванием гардероба из бактерий" занимается Сьюзан Ли. Ее проект BioCouture – это получение вискозной ткани на основе целлюлозы (в частности, из зеленого чая, сахара и дрожжей). За три недели при стабильной температуре 30 °C формируется ткань, которая после сушки напоминает тонкую кожу. Она принимает необходимую форму, легко окрашивается натуральными красителями – рубашка цвета индиго выглядит изумительно. Минус – Сьюзан пока не придумала, как сделать такую ткань водоустойчивой: под дождем она разбухает.
Однако основанная в 2011-м компания Modern Meadow с инвестициями 54 млн долларов, в которой она работает креативным директором, демонстрирует более практичные вещи. В 2018 году компания представила Zoa – материал, который называют "биокожей". На базе дрожжевых клеток генерируют коллаген, ключевой компонент кожи животных, – и получают из него волокно будущего материала. Проекты сотрудничества с fashion-брендами обещают представить в скором времени.
Рынок альтернативной кожи, полученной ненасильственным путем, – один из самых перспективных в текстильной отрасли. Согласно исследованиям фирмы MarketsandMarkets, которая занимается маркетинг-прогнозами в сфере использования новых технологий, к 2012 году обороты этого рынка вырастут до 34 млрд долларов (по сравнению с 22 млрд в 2015-м). Кожу выращивают из виноградного жмыха (итальянская компания VEGEA планирует доказать на практике свои расчеты: из 7 млрд кг виноградного жмыха можно производить 3 млрд кв. м кожи), на основе стволовых клеток (Vitro Labs), а также из грибов и органических отходов (MycoWorks).
Две последние компании – из портфолио Future Tech Lab, проекта Мирославы Думы, "гибрида венчурного фонда, акселератора и лаборатории", который занимается развитием технологий для модной индустрии. У Аманды Паркс, главы департамента инноваций компании Future Tech Lab, свое представление о будущем моды. Она считает, что fashion-бизнес должен "поглотить" и подчинить себе растущий рынок wearables. И речь не о браслетах для измерения пульса или смарт-часах, а о технологичных "умных тканях", созданных с применением научных разработок. Future Tech Lab поддерживает не только проекты по производству новых тканей вроде Bolt Threads – шелка, генерируемого на основе паутины (первой его протестировала пионер этической моды Стелла Маккартни, сделав платье для выставки в нью-йоркском MоMA "Вещи: Современна ли мода?" в 2017-м, – теперь она планирует внедрять этот материал в регулярные коллекции). Они также фокусируются на стартапах по переработке хлопка или по экологической обработке натуральных тканей, призванных улучшить их показатели.
Итальянская компания Orange Fiber, которая производит ткани из отходов переработки цитрусовых, появилась в портфолио FTL первой. В сезоне весна-лето – 2017 вышла первая совместная коллекция Salvatore Ferragamo и Orange Fiber. Свитшоты, платки и футболки не уступали вещам из привычных тканей. Это разовое сотрудничество стало началом переосмысления истории бренда. 12 апреля в музее Salvatore Ferragamo во Флоренции открывается годовая выставка-ретроспектива, посвященная решениям бренда в сфере экологически сознательной моды (среди прочего – использование дерева и конопли в годы послевоенного дефицита), и слоган Sustainable Thinking предлагается вместо привычного "обувщик звезд".
"Сознательная мода должна быть доступной. Если она будет дорогой – проиграет вся индустрия, – говорит глава направления сознательной моды H&M Анна Геда. – К 2025 году на нашей планете будет 8,5 млрд людей. Мы должны обеспечить их одеждой, произведенной по стандартам устойчивого производства".
H&M – одна из первых компаний в мире, начавших создавать коллекции из переработанных продуктов, – к 2030 году планирует полностью перейти на использование переработанных и этичных материалов, а к 2040-му – наладить производство без выхлопов парникового газа. Каждый сезон H&M представляет коллекции Conscious Exclusive, которые создаются в рамках замкнутого цикла производства. В апреле 2019-го выходит весенняя коллекция, в которой использованы яркие принты и новые материалы: впервые представлена искусственная кожа Pinatex из целлюлозных волокон, добытых из листьев ананаса, похожий на каучук Bloom Foam, изготовленный с использованием биомассы водорослей, и шелк из цитрусовых Orange Fiber.
С Orange Fiber у H&M вышла блестящая кольцевая композиция. В 2016 году компания запустила проект Global Change Award – и с тех пор каждый год выделяет миллион евро на гранты для стартапов, которые занимаются перезагрузкой индустрии, – от производителей, создающих новые ткани, до онлайн-платформ, оптимизирующих рынок обмена отходов fashion-производства. Марка Orange Fiber была победителем первого конкурса (затем под опеку их взяли Future Tech Lab) – и теперь, три года спустя, результат появляется в массовом ретейле.
Текст: Татьяна Соловей