Эффект бабочки: как в моду вернулся максимализм
Дизайнеры отказываются от жесткого прагматизма в пользу мечты: на смену сдержанным костюмным двойкам приходят наряды с анималистическими принтами и бальные платья с кринолинами.
Текст: Рената Харькова
На последнем парижском показе Lemaire я невольно прислушалась к разговорам вокруг. Уж очень бурно обсуждали закончившееся часом ранее дефиле Dries Van Noten. "Вы только посмотрите на это!" — обратилась ко мне случайная соседка, показывая фото на экране iPhone. Ее удивление можно было понять: на аскетичном сером подиуме смешались в какофонию цветочные принты, рюши в горох и гордо торчащие плюмажи. Такой оглушительной эклектики даже от ван Нотена, филигранно работающего на контрастах, никто не ожидал.
В этом сезоне бельгийский дизайнер объединил усилия с Кристианом Лакруа — иконой бонвиванской моды 1980-х, который одевал женщин в роскошные платья, хорошо знакомые по гардеробу героинь сериала "Династия", — с бантами, кружевным декором и объемными плечами. Этот парный сет дизайнеры отыграли на ура: тигровый принт соревновался с зебровым; кокетливый "горошек" соседствовал с цветочной вышивкой; жаккард, тафта, перья и пайетки расцвечивали прозрачные топы и брюки-карго в стиле 1990-х.
После этого шоу в умах редакторов, обозревающих Парижскую неделю, случилось короткое замыкание. Живописный коктейль из неправильностей, ошибок и всевозможных "чересчур" на совместном показе Лакруа и ван Нотена оказался зрелищем куда более увлекательным, чем показы хрестоматийных коллекций на тему "базового гардероба современной женщины" — с оптимальным, по мнению менеджмента, ассортиментом брючных костюмов и бежевых тренчей.
Впрочем, у современной женщины с гардеробом давно все в порядке. Вряд ли можно найти ту, у которой не окажется подходящих джинсов, объемного жакета или многофункционального плаща. Модное предложение давно вышло из берегов – идеальных вещей в достатке, и на этом фоне заскучавшие редакторы и клиенты испытывают ностальгию. Они хотят, чтобы, как 20–30 лет назад, коллекции ранили прямо в сердце, наряды вызывали эмоции, а каждый выход в свет становился гимном высокому стилю.
Дрис ван Нотен и Кристиан Лакруа в этом сезоне не одиноки в своей помпезной избыточности. Алессандра Рич создает идеальную и совсем не прозаичную униформу для покорения мира — твидовые костюмы и кружевные платья, расшитые кристаллами и стразами. Альтернатив у потенциальных героинь Tatler почти не оказалось, потому на масштабных мероприятиях им приходится мириться с double dressing. Выглядит это очень забавно.
Креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло не изменяет ДНК вверенного ему Дома и в новом сезоне демонстрирует оммаж классическому смокингу. В этот раз он убористо расшивает блестящими пайетками приталенные двубортные жакеты, брюки-сигареты, а также комбинезоны — в таких сразу хочется оказаться в баре парижского Ritz.
Квинтэссенцией мятежного духа стала коллекция Демны Гвасалии для Balenciaga — дизайнер переосмысляет классические костюмы политиков, адвокатов и соцработников на кутюрном уровне. Одно из лучших шоу сезона объединило в себе главные мотивы современной моды: тягу к унификации, эскапизм и тоску по прошлому. А финальный выход моделей в бальных платьях с исполинскими кринолинами, вдохновленных полотнами испанских мастеров, стал одним из самых растиражированных в Instagram сюжетов Недели моды.
В том же Instagram эксцентричные наряды в стиле героинь комедийного британского сериала Absolutely Fabulous, ведущих праздную жизнь, котируются куда больше, чем базовый гардероб в духе нового минимализма. В погоне за вниманием и лайками модные медиа и их главные герои конкурируют с активными пользователями соцсетей. А что может быть эффектнее в этой гонке, чем кринолины, сверкающие мини и произведения высокого ювелирного искусства, достойные неутомимых модниц Эдины Монсун и Пэтси Стоун? В 2020 году снимком в белой футболке на фоне белой стены уже никого не удивишь. И слава Богу!