Что говорит о нас цвет одежды, которую мы носим
Известно, что цвет влияет на наше настроение. В свете последних событий, вспоминаем показы сезона весна-лето 2020 и смотрим на положительную силу счастливых оттенков.
В нестабильное время одевайтесь в эффектные цвета. По крайней мере, именно так решил поступить Франческо Риссо, представив в конце прошлого года новую коллекцию Marni весна-лето 2020. Риссо был в Бразилии в момент пожаров в тропических лесах Амазонки, и он рассказал Vogue, что захотел устроить "яркий протест" в ответ. Желтые и серые полевые цветы, будто мазки художника, расцвели на платьях из органического хлопка, а листовые стебли выросли на куртках из перепрофилированной кожи.
Подобный активизм подхватили в Gucci и Valentino. Алессандро Микеле и Пьерпаоло Пиччоли начали свои шоу с чистого листа, выпустив на подиумы белоснежные образы. Затем Пиччоли постепенно показывал зрителям яркие оттенки зелено-желтого, мандаринового и салатового, в то время как Микеле предпочел лиловый и персиковый оттенки. Была ли у этих цветовых решений стратегия или это был эмоциональный выбор? Есть ли тут доля религиозности или ностальгии? Безусловно, что-то в этом есть. Дизайнеры по всему миру вдохновлялись цветами радуги вплоть до начала новой декады, которая ознаменовалась беспокойством о здоровье, состоянии окружающей среды и будущем. Их коллекции стали сигналом, чтобы задуматься о значении цветов, которые мы носим. Так что дизайнеры пытались этим сказать?
"Многие вещи сейчас кажутся темными и пугающими", – говорит писательница и эксперт в области цветов Кэти Келлехер, регулярно размышляющая на тему цветов для The Paris Review и для которой мода показала яркий потенциал в качестве средства спасения. "Наше будущее кажется ужасающе нестабильным. Мы живем в эпоху климатических изменений и политических волнений. Так почему бы не надеть что-то яркое, потому что это смешно, неказисто и по-странному привлекательно?" Ее настроение перекликается с атмосферой коллекции Marc Jacobs, где зеленые накидки и вышитые пионами платья указывают на важность планеты и на удовольствие от процесса переодевания. "Когда вы носите цвет, который традиционно ассоциируется с детством, то вы отправляете сообщение: я игривый, я веселый, я дружелюбный человек", – объясняет Келлехер и добавляет, что цвет является одним из генераторов социальных подсказок, которые помогают нам идентифицировать друг друга. "По крайней мере, многие люди воспринимают мир именно через цвет", – говорит она.
Но кобальтово-синий и ослепительный розовый (Marc Jacobs), обжигающий оранжевый (Salvatore Ferragamo, Stella McCartney) и розово-красный (Balenciaga) – это не только удел детских площадок. Дженни Кларк, директор по цвету в компании WGSN, утверждает, что современные потребители жаждут одежду, в которой они будут чувствовать себя хорошо. Они хотят носить цвета, которые, как известно, вызывают ощущение счастья (желтый) и спокойствия (синий). "Мы живем в очень сложные времена, – говорит Кларк. –Потребители стремятся к улучшению своего настроения посредством внешних факторов". Назовите это дофаминовой модой – термином, который стал популярным благодаря насыщенным цветам в коллекциях 2017 года. В 2020 году на себя обращают внимание лавандовые блузы с широкими плечами и кожаные темно-зеленые юбки Givenchy, а также бананово-желтые вечерние платья и плиссированные коралловые вариации от Christopher Kane.
Но цвет может исполнять и другую функцию. В Marine Serre перевернули коннотацию черного, отодвинув на задний план ассоциации с силой и утонченностью, на переднем плане оказались траур и погребальный костюм. Коллекция получила название Marée Noire (которое в переводе значит "прилив нефти"). Так в Marine Serre обратили внимание на мрачные реалии мира, извивающегося от последствий изменений климата, используя переработанные материалы. "Каждый цвет несет в себе эмоциональный оттенок, а цвет одежды часто является выражением чувств", – объясняет Леатрис Эйсман, исполнительный директор Pantone Colour Institute.
Если это правда, тогда можно ли делать вывод о намеренной романтике юбки-тюля Molly Goddard и чувственности конфетно-красных куртки и брюк Khaite? Возможно, но Келлехер и Эйсман отмечают, что на вкладываемый смысл существенно влияет ткань. Келлехер объясняет: "То как мы воспринимаем цвет, связано со светом, а он, в свою очередь, по-разному отражается на разном материале". Тон кожи, степень яркости и аксессуары также влияют на восприятие. Келлехер продолжает: "Оранжевый выглядит вызывающе на пластике. Он обжигает глаза… Но когда вы используете его на коже, то получаете Hermès. Ему нужна пористость и текстура, чтобы выглядеть привлекательно".
В новом десятилетии, когда индустрия обеспокоена вопросами устойчивого развития, значение цвета может зависеть от ткани, на которую он нанесен, или от того, получен ли краситель естественным путем. Есть также и сформированные культурные коды (как, например, вопрос, которым задается Келлехер: "Сможем ли мы когда-нибудь смотреть на определенные оттенки розового и не думать об этом цвете как о чем-то женском?"). Доктор Ян Стивенс, профессор психологии в Университете Маккуори объясняет, что цвета, которые мы носим, не только придают ценность одежде, но и добавляют смысла образу и тому, как его воспринимает общество. Он говорит, что есть несколько вопросов: "Является ли одежда модной? Насколько одежда облегает тело и сколько открытых участков кожи показывает? Насколько одежда официальная? Насколько дорогая? Насколько она подходит для данного мероприятия? Ответы на эти вопросы мы находим подсознательно, когда смотрим на чью-то одежду".
Вот почему для Сары Крэмптон, основательницы онлайн-бутика The Undone (в котором продается исключительно черная, белая и бежевая одежда), стиль продиктован ее интуицией. "Однажды я осознала, что моя одежда влияет на мои чувства и цвет вызывает во мне стеснение, а его отсутствие позволяет чувствовать себя собой", – говорит она. Дэниел Ли в Bottega Veneta и сестры Олсен в The Row обрели единомышленников, чье самовыражение тише и обусловлено не цветом, а деталями. Оба бренда признают реальные коммерческие требования к нейтральной моде и соответствующим образом адаптируют свои показы.
"Во время производства я прошу, чтобы определенные стили выполнялись в черном, белом и бежевом цвете", – говорит Крэмптон. Ее подход напоминает кутюр, платья для которого являются лишь трамплином для воображения клиента и не ограничиваются одним сезоном. Эйсман говорит: "Поддерживающие, более тихие цвета являются идеальным фоном для ярких оттенков; они помогают смягчать жар от яркого цвета, но при этом позволяют использовать более яркие цвета". Миучча Прада является ярким тому подтверждением, ведь дизайнер безупречно сочетает белый лен с ярким оранжевым, и шоколадный коричневый с бирюзовым.
"Мы живем в мире, который становится все более визуально грамотным, – говорит Келлехер. – Мы стали быстрее воспринимать изображения благодаря социальным сетям, вроде Snapchat и Instagram". Это означает расширение границ среди исторически устоявшихся значений. При этом не важно о каком оттенке идет речь, отмечает Аннабель Харрон: "Цвет – это прекрасная возможность показывать эмоциональность и проявлять креативность, если нам этого хочется". Для Келлехер цвет является "важным механизмом для выживания и инструментом для социальных связей". Возможно именно сейчас, больше, чем когда-либо, цвет стал удобным противоядием от ощущения себя плоским. Ведь завтра мы всегда можем одеться по-другому.
Текст: Jen Nurick
По материалам vogue.com.au