Как Gunia Project возрождают украинские ремесла
Основатели украинского бренда Gunia Project вдохновляются народной культурой и мечтают о собственной лаборатории возрождения ремесел.
"Это бренд-проект", – говорит креативный директор Наталья Каменска о Gunia Project, который экспериментирует с разнообразными продуктами: есть линейки изделий из стекла и керамики, шелковых платков, свечей и даже украшений – всего, что подпадает под определение les arts décoratifs. Бренд стартовал в 2016 году с линейки гуцульских тканых шуб – гунь. От них же и получил свое название. Шубы Наталья Каменска создавала вместе с Надеждой Пожарской: они были представлены после путешествия в Карпаты, где на Гуцульщине до сих пор сохранились ручные станки для ткачества и деревянные купальни-валыло, в которых стирают готовое полотно из овечьей шерсти.
Год спустя в Gunia Project появилась линейка платков, которую Наталья делала уже вместе с Машей Гаврилюк – в таком составе бренд работает и сейчас. Принты на шелке обыгрывали орнаменты многодельных рушников XIX века, вышитых монахинями в вотчине украинского казачества – Чигиринском районе Черкасчины. Рушники Каменска изучала в архивах Музея Ивана Гончара: для раскрутки музейного "Инстаграма" делала два анимационных ролика, в которых главными героями были наивные персонажи с рушников. Не смогла с ними расстаться после сборки видео, показала Маше – так фрагменты орнаментов оказались на шелковых платках.
В 2018 году под впечатлением от курса Александры Сторчай об истории традиционного костюма, прослушанном при Музее Ивана Гончара, Каменска и Гаврилюк представили линейку плащей и блуз, украшенных ручным шитьем или принтами. Хитом "Инстаграма" стали хлопковые блузы с пелеринами и приспущенными рукавами, собранными гофрированной рябью по окату, как на будничном женском платье, которое носили в Центральной Украине в конце XIX века.
В 2019-м Gunia Project в Национальном музее украинского народного декоративного искусства презентовал линейку посуды и аксессуаров из стекла и керамики. На тарелках красовались лики ангелов и святых – как на буковинских иконах, написанных на стекле. Вазы и подсвечники из гутного стекла были украшены цветными пташками. На основе этой коллекции появилась пасхальная линейка. "После презентации гончарной коллекции к Пасхе мы получили много отзывов о наших вещах. Их дарят близким или покупают себе в канун праздника, чтобы потом пользоваться регулярно", – рассказывает Маша Гаврилюк.
Для самих участников Gunia Project ценность их работы связана не только с изучением ремесленных процессов, но и с поиском мастеров – как самоучек, так и профессионалов. Для развития "стекольной" линии Каменска и Гаврилюк поехали во Львовскую национальную академию искусств, чтобы найти подрядчиков для изготовления своих затейливых подсвечников и ваз. На кафедре художественного стекла встретили нескольких энтузиастов с горящими глазами, которые искренне радовались вниманию киевских дизайнеров, и узнали много неутешительного – об упадке отрасли, отсутствии финансирования и недостатке желающих учиться у мастеров почтенного возраста.
"В керамике сейчас все увлеклись созданием неровных чашек, называя их "ваби-саби", но за этим часто скрывается непрофессионализм", – сокрушаются дизайнеры, рассказывая о планах запустить в производство линию посуды из фарфора, под которую ищут независимых мастеров. "Нам нужно найти ребят, – начинает фразу Каменска, а Гаврилюк продолжает: – Нам их, пожалуй, надо вырастить".
Наталья показывает горшок в бусах – своего гончарного первенца, украшенного шариками по сгибу. На обжиг и глазировку отдала изделие мастеру. Тот по своему вкусу покрыл его нежно-розовой эмалью, и горошины стали походить на нитку крупного жемчуга. "В процессе кажется: можно придумать что угодно. Сделаем коня стеклянного, прямо сейчас! А потом вникаешь в детали производства – и понимаешь, сколько всего не может быть создано без знания тонкостей мастерства", – говорит Маша. "Те, кто работает вручную, обитают в своем космосе", – добавляет Наташа – и мечтает освоить его с Gunia Project.
Текст: Татьяна Соловей