Что нужно знать о Линде Лоппе, главном fashion-наставнике европейских модников
Главный fashion-наставник европейских модников Линда Лоппа воспитала звездное поколение бельгийских дизайнеров, творческий тандем братьев Гвасалия и занимается развитием модного образования в Италии. С ней поговорила Татьяна Соловей.
Линда ЛоппаВсе вжимались в стену, когда она шла по коридору академии. Ее любили и боялись" – так дизайнер Вальтер ван Бейрендонк, своим грозным видом напоминающий Рауля Синюю Бороду, вспоминает свою наставницу – 60-летнюю резкую и тонкую, как струна, Линду Лоппу. За то, что появилось выражение "бельгийская мода", стоит благодарить именно эту даму с итальянскими корнями, одну из 500 самых влиятельных людей в мире моды по версии BoF. За 25 лет работы деканом факультета моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене Линда очень преуспела. Она воспитала "антверпенскую шестерку", Рафа Симонса и Мартина Марджелу. Сделала из академии настоящую кузницу творческих кадров в моде. Основала Flanders Fashion Institute, который налаживает связи между дизайнерами, производителями и ретейлерами, и восемь лет руководила MoMu – главным музеем моды в стране.
Коллекция Koji Araij, показ выпускников факультета моды антверпенской Королевской академии изящных искусств, 2006"Студенты приходят к нам в 18 лет и выпускаются в 22. За это время они сильно меняются, после многообещающего начала могут забросить учебу и работу. Поэтому важно направлять их твердой рукой, – объясняет свою позицию Линда Лоппа. – Шестерых бельгийских дизайнеров, которые прославились на весь мир, поддерживала государственная программа развития индустрии в стране. Но не стоит забывать, что они приложили максимум усилий, чтобы стать теми, кем стали".
Коллекция Питера Бертча (сейчас – один из дизайнеров Wanda Nylon), выпускника факультета моды антверпенской Королевской академии изящных искусств, 2006У Линды Лоппы репутация леди со стальным характером. Дочь потомственного портного мечтала об архитектуре или предметном дизайне, но все равно отучилась на факультете моды в родной академии. Студенческие годы Линды пришлись на 1960-е, какое-то время она провела на баррикадах в Париже – и с тех пор не изменяет привычке быть "бунтарем в системе". По окончании академии Линда занялась fashion-ретейлом. В свой бутик Loppa в начале 80-х она привозила малопонятных чужестранцев – начинающих итальянцев Gianni Versace и Dolce&Gabbana, французов Claude Montana и любимого Jean Paul Gaultier – в его вещи она одевалась с ног до головы. В сад на заднем дворе магазина набивались любопытные студенты, с которыми будущий преподаватель говорила о моде. "Советовать – не значит предлагать решение. Решение дизайнер должен найти сам – с помощью правильных людей вокруг и своевременных советов" – залогом успеха в преподавании Линда всегда считала верно выстроенную коммуникацию.
В 2007 году она стала советиником института моды и дизайна Polimoda – и вывела его в десятку лучших образовательных институций. В 2016-м под Линду создали новую стратегическую платформу, которая будет налаживать международные связи института. Для этого ей пришлось переехать в Париж: "Мода здесь существует в том виде, в каком должна быть, – комбинация креатива и коммерческого успеха. Париж фокусируется на этике и эстетике, давая простор разным генерациям и стилям".
Показ выпускников Международного института моды и дизайна Polimoda, 2016"Мир постоянно переворачивается с ног на голову. Кажется, что сделать его лучше в данный момент практически невозможно, – считает Линда.– К примеру, быстрая мода – вторая по вредности индустрия в мире, но потребителям нужна скорость – наивно этого не понимать. Стать успешным дизайнером можно, лишь обладая амбициями, – иногда в ущерб личным интересам". Линда Лоппа полагает, что образовательная система быстрее всех должна приспосабливаться к переменам в мире моды, – и поэтому устроила этим летом студентам последнего курса магистратуры "Бизнес роскоши" сессию вопросов и ответов с выпускником этого же факультета Гурамом Гвасалией – гением коммерции, который стоит за новой модной волной под предводительством Vetements.
Коллекция Hideki Seo, показ выпускников факультета моды антверпенской Королевской академии изящных искусств, 2005Линда Лоппа – одна из тех редких женщин, чьи карьерные заслуги можно увидеть буквально – в ее гардеробе. Он состоит из одежды ее талантливых выпускников: много вещей Maison Martin Margiela и Ann Demeulemeester. После зимнего показа Balenciaga она сказала, что теперь понимает, во что могут одеваться современные взрослые женщины. "Мода ведь не только об одежде. Она – о создании вещей, которые могут удивлять, – говорит главный модный наставник. – Есть несоответствие между тем, как мы хотим одеваться, и тем, что есть в магазинах. Лично я люблю вещи хорошего качества, из добротной ткани, с правильным кроем, без вульгарности или вычурности – такие, которые формируют силуэт и стиль. И в этом я не одинока. Но сейчас я вижу все больше одежды, которая не сидит или сложна ради сложности. Просто делать одежду – этого всегда было недостаточно. Создавайте, а не выдумывайте".
Коллекция Federico Cina, выпускника Международного института моды и дизайна Polimoda, 2016