"Наша мечта – одеть всю Украину": интервью с создательницами MustHave
MustHave называют первым украинским масс-маркет брендом и сравнивают с Zara или H&M, а у его создательниц Анны Коваленко и Анастасии Дзюбы мечта еще более глобальная – одеть всю страну. Как они двигаются к ее достижению, узнала Виолетта Федорова.
История MustHave началась восемь лет назад с небольшого магазина в Бердичеве. В это сложно поверить, когда заходишь в их просторный и светлый офис, расположенный на 10-м этаже одного из киевских бизнес-центров, и видишь несколько десятков человек, погруженных в работу. Однако это только мозг MustHave, его сердце по-прежнему расположено в Житомирской области, где у бренда большой производственный цех, обслуживающий 9 магазинов по всей Украине и собственную онлайн-площадку.
"В 2010-м году на рынке просто не было доступной украинской одежды. Когда мы придумали MustHave, нам было по 23 года, мы сами одевались в масс-маркете и часто сталкивались с тем, что качество не соответствует цене, нет моделей, которые по-настоящему нравятся", – вспоминает Анна Коваленко. Начался бизнес MustHave с 4 000 долларов, которые девушки одолжили. На тот момент одна из них работала экономическим журналистом, а другая ассистентом руководителя в инвестиционной компании.
Решение заняться выпуском одежды пришло в момент получения магистерского диплома, а срок самим себе был поставлен очень жесткий – через месяц они планировали уже запустить магазин. И запустили. Случилось это в Бердичеве, родном городе Анастасии, а первым домом MustHave стал местный торговый центр. За 30 дней им нужно было пошить коллекцию одежды, оформить магазин, зарегистрироваться.
"Киев – большой город, большие инвестиции и конкуренция, поэтому мы не стали начинать бизнес в столице, – вспоминают Анна и Анастасия. – Мы все делали на свой страх и риск. Бердичев нам показался идеальным местом, чтобы проверить свою идею, тем более, что местные жители привыкли одеваться на рынках и одежды в стиле casual здесь не было совсем". Акцент девушки решили сделать на платьях, которые сразу дают возможность создать полноценный образ, добавили немного рубашек. Начинали подруги с работы с одним небольшим ателье, ткани закупали в обычном розничном магазине, а при разработке ориентировались исключительно на собственные вкусы.
Открылся первый магазин MustHave 15 августа 2010 года, а рекламировать себя приходилось с помощью радио, раздачи листовок и социальной сети "ВКонтакте". Кстати, именно она тогда помогла достучаться до клиенток – Коваленко и Дзюба начали фотографировать коллекции, одна была фотографом, а другая моделью, и выкладывать снимки в соцсеть. Это дало результат.
Пришлось основательницам MustHave и бороться с предубеждениями. В 2010-м еще не было привычно покупать украинское и бренду нужно было доказывать, что здесь тоже умеют делать не только качественную одежду, но и модную, тем более по доступным ценам.
В Киев MustHave пришел в 2012-м, имея уже свое небольшое производство и полноценный интернет-магазин. Эта важная дата в истории бренда – только к этому времени Коваленко и Дзюба смогли наконец бросить свои основные работы, полностью посвятив себя MustHave. "Было очень тяжело, – вспоминают девушки. – Днем мы зарабатывали деньги, работая на других, а по вечерам и выходным занимались собственным делом. Но именно этот доход на первых порах помогал нам финансово поддерживать MustHave. Получил зарплату и пошел купил ткань".
Киевская история бренда началась с шоу-рума на улице Владимира Винниченко, который за это время пережил три ремонта и три этапа расширения. Сейчас там расположен самый большой ассортимент марки. В нескольких залах висит новая коллекция бренда и остатки прошлых сезонов.
Два года назад MustHave открыл первый полноценный магазин в крупном торговом центре, что стало прецендентом на украинском рынке. Покупателям было еще непривычно видеть по соседству с известными брендами одежду с биркой Made In Ukraine, которая не уступает по качеству, оригинальности и цене. "Разрабатывая коллекции, мы ориентируемся прежде всего на вкусы украинских девушек, которым важна женственность в одежде, – рассказывают в MustHave. – Наши лекала сделаны с учетом особенностей фигуры украинок. И это выгодно отличает нас среди конкурентов в торговых центрах".
Сейчас у бренда девять магазинов, оформленных в фирменном стиле. Шесть из них находятся в Киеве и по одному в крупных городах – Одессе, Харькове и Львове. Последний Анна и Анастасия отмечают особенно тепло: "По нашему магазину во Львове мы видим насколько важен туристический поток для города. Он расположен в 100 метрах от Дворца Потоцких и к нам часто заходят иностранцы. Они покупают одежду MustHave как сувенир из Львова. Много туристов у нас и в "Глобусе", поэтому в каждом магазине есть минимум один консультант с хорошим знанием английского".
Работа в ретейле требует постоянного обновления ассортимента. Сейчас команда MustHave создает четыре полноценные коллекции в год – для каждого времени года. В среднем каждая из них состоит из 150 артикулов, которые поступают в магазин постепенно – примерно раз в месяц происходит доставка новых вещей во всех размерах, от 32 до 42-го. "Чтобы создать эти 150 единиц, в нашем экспериментальном цеху отшивается примерно до 400 вещей, из которых мы выбираем то, что пойдет в магазины, – объясняют девушки. – Безусловно, при разработке мы ориентируемся на модные тренды, но главным для нас является анализ продаж. Мы составили семь портретов наших клиенток и каждая вещь должна подходить большинству из них. Подходит только одному – мы не берем ее в работу. У нас нет дизайнеров, есть творческий отдел, который обрабатывает весь этот объем информации".
Визитная карточка MustHave – это платья. Более половины продаж приходится именно на них. Однако в новом сезоне в коллекции много внимания уделено в том числе брючным костюмам. Шерстяные двойки насыщенных оттенков отлично вписываются в осенний гардероб даже самой верной поклонницы платьев. С прошлого года бренд запустил деним и начал выпуск капсульных коллекций, созданных вместе с украинскими дизайнерами. В ноябре 2017-го вышла коллаборация с Еленой Ревой, фирменные платья которой идеально вписались в эстетику MustHave. В этом году также будет выпущена дизайнерская капсула, ее автором станет Лиля Литковская. Найти эту одежду в магазинах можно будет по биркам MustHave&Litkovskaya.
На вопрос о международных планах MustHave Анна и Анастасия начинаются улыбаться и честно отвечают, что сейчас приоритет бренда совсем не в этом: "Мы сосредоточили все внимание на Украине. У нас огромный рынок и хочется, чтобы украинская одежда была доступна не только в городах-миллионниках. Нам есть, где развиваться здесь и мы мечтаем одеть всю страну, ведь наши гардеробы уже на 90% состоят из одежды MustHave. Да, мы отправляем опт в Канаду, Польшу, Израиль и Словакию, но не работаем специально над этим. Они сами нас находят".
Фото: Юрий Яцкулич