3 молодых украинских дизайнера, о которых скоро все заговорят
Молодые украинские дизайнеры создают мини-коллекции экспериментальной одежды, которые поднимают важные вопросы о красоте, политике тела и сексуальности. Vogue UA представляет многообещающих молодых украинских дизайнеров, которых стоит запомнить.
Я встречаюсь с Машей Поповой в здании лондонского колледжа Central Saint Martins, где она оканчивает магистратуру и готовит выпускную коллекцию. За время учебы 29-летняя Маша получила гранты концерна LVMH и британского бренда Ports 1961. Она стажировалась в Marques ' Almeida, Fiorucci и у Джона Гальяно в Maison Margiela.
Маша создает сложные силуэты, исследуя взаимодействие человека с одеждой. Ее вдохновляют вещи, которые неправильно сидят, перекручиваются или цепляются друг за друга. Эти ошибки и изъяны Попова сделала своим фирменным приемом, с помощью которого выводит новую формулу сексуальности — не только в дизайне, но и на уровне ощущений. "Мода создает образ женщины, не имеющий ничего общего с реальностью, — объясняет дизайнер. — В своей работе я одновременно иронизирую над этим и пытаюсь через несовершенства освободиться от него".
Дизайнер любит сочетать несочетаемое: по содержанию — примиряя эстетику высокой моды конца ХХ века со стилистикой синтетической спортивной одежды из 1980-х и 1990-х, и по форме — смешивая в одном изделии разные по структуре материалы. Игра на контрастах – отражение ее личного опыта. Попова росла в Подольске (Котовске) и Одессе, где восприятие моды ограничивалось тем, что носили люди вокруг. "Когда я переехала в Лондон, на меня хлынул колоссальный поток информации, — рассказывает Маша. — В вещах мне хотелось выразить дисбаланс, который я чувствовала, — между новым опытом и тем, что было мне знакомо".
Попова хочет создавать носибельные объекты, а не просто одежду, "которой и так уже слишком много в мире". Ее работы действительно производят впечатление пространственных объектов. Важную роль играет техника: дизайнер красит деним, перфорирует кожу лазером и вышивает на колготочном капроне. Одна из находок ее выпускной коллекции – ткань, сотканная из вышивки. На практике это означает уход от подкройных деталей и, как следствие, почти безотходное производство.
"Я использую фактурные материалы и сама разрабатываю текстиль, — делится Маша. – Это похоже на работу скульптора: пластика материала диктует, что из него получится". А если не достигаешь нужного результата? "Тогда берешь и изобретаешь технику, которой не существует", — находчиво отвечает дизайнер.
"Мне нравятся случайности, — говорит по телефону из студии в Копенгагене украинский дизайнер и художница Валерия Ольховая. — Они ведут меня по жизни". Из череды спонтанных событий четыре года назад появился на свет ее бренд VOFT.
Валерия родилась в Киеве, а в 10 лет уехала учиться в Repton School в британском Дербишире. Школу-пансионат с арт-уклоном выбрали родители, которые вовремя подметили интерес дочери к творчеству: с детства она делала наброски и составляла мудборды. Позже эти навыки пригодились Валерии в работе: в дизайне VOFT она комбинирует традиционные материалы (шелк, шерсть, вискозу и лайкру) с конским волосом, латексом, кордами для лошадей и экокожей из переработанной яблочной кожуры и комбучи.
После школы Валерия поступила на курс текстильного дизайна в Chelsea College of Arts. Ее первая специализация, ручное шитье, оказалась настолько популярна, что Ольховская быстро решила перевестись на курс вязания — "чтобы не приходилось бороться за внимание куратора".
В Копенгагене, где сейчас живет и работает Валерия, она тоже оказалась случайно: после окончания колледжа вернулась в Киев, где в рамках Mercedes-Benz Kiev Fashion Days познакомилась с датским дизайнером Анн-Софи Мадсен, которая пригласила ее к себе на стажировку. Работая над деликатным кожаным декором платьев для шоу, Валерия поняла, что сама могла бы создавать полноценные вещи. Пройдя стажировку в компаниях Obscur и Barbara I Gongini, решила основать свою.
"Я называю VOFT брендом, но это не бренд в традиционном смысле, — говорит Ольховая. — Я не придерживаюсь сезонности, не делаю полноценных коллекций". Название марки расшифровывается как Valeria Olkhova Fashion Textiles ("Модный текстиль Валерии Ольховой"), намекая на то, что она не столько об одежде, сколько об образе жизни и творческих практиках самой Валерии.
Основной ассортимент VOFT — вещи-трансформеры, или, как говорит Ольховая, "вещи-хамелеоны". Они практически безразмерны, у них нет переда и спинки, и то, что на вешалке выглядит как фантазийное переплетение нитей и волокон, принимает форму уже на теле, соблазнительно подчеркивая естественные изгибы. А наслаивание вещей друг на друга позволяет получить множество новых образов. За это дизайнер называет их интерактивными "предметами искусства".
У Ольховой пока нет команды — все вещи она создает на ручной вязальной машине сама. "Моя работа интуитивна – на результат влияет даже мое эмоциональное состояние", — объясняет Валерия. По этой причине она создает не коллекции, а отдельные изделия, которые можно приобрести в ателье марки, копенгагенском шоуруме Sabine Poupinel и бутике CHURCH в Лос-Анджелесе. Особенно стилистам и звездным клиенткам (среди них — панк-легенда Кортни Лав) полюбились сложносочиненные show pieces вроде дырчатого платья-скелетона.
Недавнее сотрудничество с брендом Id-ism из Гонконга подтолкнуло дизайнера к созданию капсул. Так появилась Second Skin, состоящая из спортивных с виду бандажных топов в паре с велотреками и трусами. На эту линейку Валерию вдохновили современные femmes fatales — сильные, уверенные в себе девушки, принимающие свое тело со всеми его недостатками. А совсем скоро выйдет капсула, посвященная подводному миру.
"Я за то, чтобы постоянно пробовать что-то новое, — размышляет Валерия. — Если мне позвонят из Nike и предложат создать для них коллекцию, я легко соглашусь, поставив свой бренд на паузу". А пока дизайнер готовится к расширению штата сотрудников и географии сбыта, хочет открыть творческую лабораторию и начать работать с текстилем "не только на теле, но и в пространстве".
Софья Зандер — натуральная блондинка с чуть мальчишеским лицом. Буквально "тонкая и звонкая": громкий смех, походка вполуприпрыжку и поджарое тело, которое она смело демонстрирует в социальных медиа. "Я с детства любила носить короткие шорты, за что меня постоянно осуждали. Но мне это даже нравилось, — рассказывает дизайнер, которую многие знают по Instagram-имени "Софья Львовна". — Наверное, поэтому захотелось обнажить тело по максимуму. Когда ты голый, дело не в эротике и не в сексуальности. Ты — это просто ты".
На первом курсе киевского политеха Соня поняла, что больше всего любит перешивать мамины вещи для походов на вечеринки. Так решила заняться одеждой — и стала браться за все, что связано с модой: пробовала стилизовать съемки, ассистировала дизайнерам и позировала для Маши Ревы (фото ее обнаженного тела, раскрашенного художницей, опубликовал в своем Instagram Симон Порт Жакмюс). После этого Зандер уехала в Израиль изучать motion design, но надолго не задержалась. Вернувшись в Одессу, пошла на курсы кройки и шитья, устроилась в заурядное ателье по ремонту и пошиву одежды, а потом, поработав в студии PASKAL, создала SOFIA – бренд-продолжение себя самой.
Instagram Сони заполнен эротичными селфи в нарядах, открывающих тело, и пропитан самоиронией. Такой же энергией заряжен ее бренд — смешливый, дерзкий, очень девичий. "Девочки" — одно из любимых слов Сони. Но главные героини ее мини-коллекций не инфантильны: они отлично осознают и признают свою сексуальность. "Мои коллекции, скорее, о женщине-ребенке и ее драматичной sexy story", — объясняет дизайнер.
Хиты бренда — алый виниловый топ с розами, распустившимися на груди, прозрачное платье в пол с розово-зеленым голограммным отливом и миниатюрные юбки с вырезом на бедре. В этом шелково-шифоновом мире нет места насилию: большинство вещей сделаны из натуральных тканей, и дизайнер идет к тому, чтобы сделать бренд на 100 % sustainable и веганским.
К моде у Сони такое же своенравное отношение, как и к жизни в целом: "Мне немного смешно и неловко говорить о себе как о дизайнере. Я просто люблю придумывать одежду и образы, делать себя и других девочек красивыми". Недели моды, считает Зандер, заставляют жить в постоянном стрессе и приводят к созданию мусора, поэтому она не привязывается к сезонам: "Все мои наряды — это мои ощущения, которыми я делюсь с другими девочками". С этим соглашается Юлия Паскаль, в студии которой Соня проходила боевое крещение: "Ее одежда дает тот самый attitude — она про силу быть собой. В ней чувствуются самобытность и раскрепощенность".
В следующей коллекции SOFIA, обещает дизайнер, будет много рубашек — "полупрозрачных, цветастых, объемных и укороченных". А весной Соня планирует устроить первое шоу. Как всегда, по своим правилам: "На показ будут приглашены только девочки, — делится планами дизайнер. — Но мальчики тоже смогут смотреть — через забор".
Текст: Анастасия Федорова, Екатерина Соловей, Ира Лупу