Как модные бренды работают с национальной идентичностью
Мода уже давно стала культурным доменом. Любая эпоха предъявляет свои требования, а традиционные техники каждого континента способны рассказать намного больше о жизни и традициях в то или иное время, чем кажется на первый взгляд. Например, обувь таби используют не только для полной защиты стопы и духовного объединения с землей, а пончо не ограничивается функцией защиты от ветра без сковывая движений. Нынешние модные реалии не так очевидно классифицированы. Глобально, мода теперь не руководствуется лишь комфортом и климатическими условиями, но изделия современных дизайнеров так или иначе пропитаны аурой собственной национальной принадлежности.
Выпускникам fashion-курса Кyiv Academy of Media Arts удалось разглядеть эту связь у украинских и зарубежных дизайнеров и собрать для Vogue.ua самые яркие имена, которые переосмысливают традиции своих стран или создают их новые культурные коды, а также визуально показать в съемке соприкосновение новой молодой Украины с ее корнями.
Считается, что Штаты – это отличный апроприатор, но не создатель, страна эмигрантов, которые подарили свою культуру новой родине, а не наоборот. В модной индустрии та же картина. Можно долго спорить, заимствованы ли американскими дизайнерами те или иные силуэты, ткани и фактуры из Франции, Италии и Японии, но с тем, что джинсы – это американская история, вряд ли кто-то поспорит. Сейчас джинсы являются важной частью гардероба практически каждого человека далеко за пределами Штатов. Каждый год деним появляется на Неделях моды в коллекциях многих дизайнеров. И казалось бы, джинсы уже перестали быть чем-то американским. Однако все же есть исключения, где джинсы используются как культурный код именно этой страны. Таким примером является американский дизайнер Вилли Чаваррия, а точнее одна из последних его коллекций из черного и цвета индиго денима, которая одновременно отразила дух латинских американцев и рейв-культуры Калифорнии 90-х годов.
Если джинсы – это настоящая американская история, то сегодня можно уверенно сказать, что космические формы из переработанного денима Ксении Шнайдер – верный признак и новый культурный код Украины. Все началось с модели джинсов demi-denims из переработанного денима, которые появились в 2016 году. Внимание к этим джинсам было настолько сильным, что в demi-denims появлялись Белла Хадид, Элеонора Каризи и другие популярные блогеры. Об этой модели писали международные издания и она не сходила со стритстайл-отчетов. Идея demi-denim была позаимствована масс-маркет брендом Mango, который выпустил аналогичную модель. Сегодня demi-denims уже отмечен как отдельный тип джинсов, созданный украинским дизайнером, наряду со slim fit, skinny и другими, Ксения Шнайдер названа американским Forbes адвокатом устойчивой моды в Восточной Европе, а нестандартные модели джинсов из переработанного денима стали ассоциироваться с Украиной.
Вышивка всегда была неотъемлемой частью одежды. По ней можно было понять как культуру и ценности целого народа, так и внутренний мир отдельного человека. Сегодня же вышивка зачастую используется просто для декора и мало кто использует ее как способ сохранения традиции, передачи смысла или рассказа целой истории. Один из немногих – ливанский дизайнер Salim Azzam, которого часто называют рассказчиком. Ведь каждый вышитый элемент одежды – это история. Каждая история создается им и женщинами, которыми он когда-то вдохновился. Это женщины из маленькой мусульманской деревни, нашедшие способ отражения своей культуры, самовыражения и украшения черно-белой одежды с помощью вышивки. Вышивка одежды осуществляется вручную по созданным Салимом иллюстрациям, но с использованием традиционных техник, что позволяет их сохранять и передавать новым поколениям.
Вышивка одежды в Украине – это одна из самых ярких отличительных особенностей ее культуры. С давних времен костюм украинцев сопровождался вышивкой, которая много могла рассказать: был ли это человек из богатого сословия, для которого вышивка служила дорогим украшением, крестьянин с вышивкой-оберегом от зла или молодая девушка, на платье которой виднелась пара соловьев для привлечения жениха. Именно в вышивке всегда отражалась история Украины, ее традиции, символы и богатейшая культура. Сегодня вся эта история сохраняется и чутко переносится на современную украинскую этно-одежду мастерами бренда Etnodim , которые не только передают накопленные техники, символы и культуру Украины, но и современную реальность путем добавления в вышивки карты Крыма и значков Tinder и Instagram.
Фольклор и сказки несут в себе огромную ценность, когда мы говорим о культурных кодах разных стран. Они иллюстрируют исконную мораль, алгоритмы и традиции – все это создается внутри народа и вследствие отражается на нем. Близко это направление и бельгийскому дизайнеру Максимилиану Риттлеру, который родился в Австрии. Именно его происхождение, а также увлеченность сказками братьев Гримм, позволяет ему создавать коллекции, в которых революционность и технологичность бельгийской школы соединяется с некой наивностью в деталях и отделке. "Мятежный зверь, одетый в шотландскую клетку, не означает ничего хорошего. Он любит поесть, братья Гримм точно сказали о его голоде, он не собирается рисковать. Что на ужин, Красная Шапочка?" – именно так описывает свою коллекцию Максимилиан Риттлер.
Среди украинских дизайнеров так же можно найти тех, кто с любовью относится к украинскому фольклору и традициям и стремится привнести свой вклад к их популяризации. Gunia project – команда дизайнеров во главе которой – Наталья Каменская и Мария Гаврилюк. Бренд специализируется на создании керамики с тематикой украинской культуры, а из одежды у них можно найти чудесные шелковые платки. Инфантильные яркие принты, напоминающие наивное украинское искусство, а также, орнаменты в спокойных тонах, как выложенный на плоскость глечик, сделанный вручную.
В творчестве дизайнеров аксессуаров сейчас нечасто иллюстрируются культурные особенности конкретных стран. Одним из немногих является дизайнер Sopho Gongliashvili, в украшениях которой особенно ярко проявляется культура ее родной Грузии. Софо создает свои изделия с помощью сложнейшей техники перегородчатой эмали "минанкари". Эта техника появилась около 12 веков назад в Грузии и не претерпевала изменений. Дизайнер и ее помощники создают все украшения вручную, поэтому каждое из них получается уникальным и не похожим на другие. К тому же, у команды получается не только поддерживать артизанальные ремесла, но и передавать современные проблемы грузинского общества с помощью игры оттенков.
Колоски пшеницы всегда были символом украинской земли и ее плодородия. Они же и получили отражение в одной из коллекций дизайнера Светланы Бевзы. Украшения (диадема, ожерелья и серьги) в форме колосков дополнили коллекцию одежды, которая была представлена на Неделе моды в Нью Йорке. Это не единственный пример работы дизайнера с украинской идентичностью. Творчество Светланы всегда перекликается с украинской культурой, она продолжает изучать украинское наследие, переосмысливать культурные символы и коды Украины и привносить их в свои коллекции. Один из последних примеров – балаклава, вдохновленная образом княгини Ольги.
Дизайнеры одежды сродни археологам, вдохновляются и исследуют мир художественной керамики. Ведь еще с эпохи эллинизма вазопись является кладезем информации о традициях и быте разных народов. Изучая историю своей страны, японский дизайнер одежды Mame Kurougochi посетила руины обжиговой старейшей печи, где ей показали разбросанные фрагменты керамики 400-летней давности. Увидев исчезающие синие рисунки на этих фрагментах, дизайнер решила оживить их работы и погрузилась в рисование, в последствии нанеся их на шелковые рубашки и платья, как дань почтения неизвестному племени гончаров.
Украинское наследие Львовской керамико-скульптурной фабрики, в частности выставка "Лабиринты ЛКСФ", где были представлены лучшие экспериментальные образцы второй половины ХХ века, вдохновила создателей бренда Lake Studio перенести изображение с двух тарелок на платья, а именно курочку Петра Марковича, оленей Зиновия Березы и танцующего гуцула с двумя девушками авторства Марии Курочки. Коллекция получила название The Roots.
Дизайнеры в сотрудничестве с ремесленниками продлевают жизнь старым традициям, уместно интегрируя их в современный быт. Наглядно можно это увидеть в коллекциях бренда Нади Шаповал "Nadiia" в соавторстве с художницей Машей Ревой, а также трипольские мотивы в бренде Faina Design Виктории Якушевой. Такие примеры демонстрируют, что в эпоху массового потребления все больше ценится индивидуальная работа, а это положительно сказывается не только на развитии индустрии, но и на экологии.
Над проектом работали:
Текст: Наталья Усова, Анна Мацегора, Валерия Перегонцева
Фотограф: Василина Врублевская
Модели: Виктория Ермоленко (Wild Hunters Agency), Марина Городова (Агентство взрослых моделей)
Стиль: Анна Руденко, Влада Кияк, Валерия Перегонцева, Кристина Карпенко, Марта Куцинда, Анна Мацегора, Леся Пак, Евгений Кулагин
Организация, коммуникация: Дарья Доценко, Наталья Усова
Макияж и прически: Анна Черкалина, Анастасия Борейко
Над съемкой также работали: Анастасия Шевчук, Ирина Дорощук