Умелые руки: как fashion-бренды популяризируют ручной труд
Fashion-бренды стремятся сохранять артизанальные традиции и все изобретательнее популяризируют ручной труд.
Fondation d'entreprise Hermès, фонд модного дома Hermès, был создан в 2008 году для поддержки проектов в сфере культуры и искусства. Его главные цели – сохранение и развитие традиционных ремесел, передача уникальных знаний и технологий ручного труда. Аудитория этих инициатив – и стар и млад.
Проект для детей Manufacto предполагает обучение ремеслам во французских школах и в 2018/2019 годах был внедрен в 28 учебных заведениях. Ключевой посыл – не просто передавать знания, а организовать процесс так, чтобы он приносил удовольствие ученикам. Расчет на позитивные впечатления – хорошая стратегия обучения подрастающего поколения. The Skills Academy – программа повышения квалификации мастеров, где кураторы объединяют в группы ремесленников, дизайнеров и инженеров. Каждые два года набирается группа из двадцати студентов, которые исследуют свойства материалов – металла, текстиля, дерева. Совместная работа позволяет им посмотреть на свою работу под другим углом и обучиться новым техникам.
Фонд проводит выставки арт-объектов, изготовленных посредством любимых ремесленнических искусств Hermès – росписи по шелку и работы с кожей. Эти объекты – результат программы арт-резиденций, запущенной в 2010 году в одиннадцати французских мастерских Hermès, где художники работают вместе с ремесленниками. Там рождаются вещи вроде полотна Бьянки Агримони на тему райского сада, составленного из десятка слоев шелковой органзы, на каждый из которых нанесен свой рисунок. Картина выглядела бы импрессионистским объектом, если бы не сюжет, который затрагивает тему социальных катаклизмов. Благодаря ей работа органично смотрелась в стенах музея современного искусства Palais De Tokyo, где в 2017 году проходила выставка Hermès "Неспящие руки".
Тема объединения новых технологий и классического наследия – титульная для Gucci, и созданная под Флоренцией в 2018 году творческая лаборатория Gucci ArtLab – показательный проект. Это экспериментальный хаб для разработки образцов кожгалантереи, фурнитуры, упаковки и новых материалов. В компании его называют центром сохранения ремесел и устойчивого развития, что неудивительно: мастерство поддерживает культ сознательного потребления. Квалифицированный ручной труд – один из способов создания продукта, рассчитанного на долгую жизнь.
Нацеленность проекта на будущее задекларирована во внешнем виде Gucci ArtLab. Молодые художники, ставшие популярными благодаря "Инстаграму": Коко Капитан, Игнаси Монреаль и Хелен Дауни, работающая под псевдонимом Unskilled Worker, – украсили здание муралами. Внутри него – стерильные стены школы с игривым названием École de l’Amour. Здесь обучают молодых мастеров в атмосфере поистине семейной. Преподают не только нынешние сотрудники компании, но и бывшие, обладающие уникальным опытом: в "школе любви" есть место всем.
Главный проект частного культурного фонда LOEWE Foundation – премия Loewe Craft Prize, учрежденная испанским брендом в 2016 году. Миссия поддержки мастеров прикладного искусства к лицу старинному Дому, который вырос из основанного в 1846 году кустарного кожевенного производства. Принять участие в конкурсе и подать заявку на сайте инициативы могут мастера со всего мира, будь то ювелиры или переплетчики. Главный критерий – умение вручную создавать уникальные предметы. В этом году среди 29 работ, отобранных из 2 500 заявок, – восхитительные вещи. Есть вазы из плотной японской бумаги Kozo, чаша-мандала из золотых нитей толщиной в человеческий волос, скульптура, покрытая лаком по японской технологии VII века. Все они будут представлены на выставке, которая пройдет с 26 июня по 22 июля в токийском центре Sogetsu Kaikan, а работа-победитель получит приз в 50 000 евро.
Вслед за мэтрами fashion-индустрии примеры, достойные подражания, подают и другие бренды – такие, например, как Colville, основанный в 2017 году бывшим fashion-директором британского Vogue Люсиндой Чемберс, Молли Моллой и Кристин Форсс. Марка противопоставляет "быстрой" моде свою философию: каждое изделие выпущено ограниченным тиражом и имеет свой уникальный номер, а приобрести вещи можно только в онлайн-магазине Matches Fashion.
Особое отношение к ремеслам – у американского бренда Gabriela Hearst, который поддерживает уругвайских мастериц. Несмотря на высокую цену, вещи бренда хорошо продаются в Selfridges, Bergdorf Goodman и на net-a-porter.com, и во многом – именно благодаря социальной составляющей марки.
Сохранением локальных промыслов занимаются в Maiyet, возрождая древние технологии вроде яванской росписи батика или ручного плетения шелкового жаккарда. Maiyet делится знаниями со всеми желающими: в его календаре событий можно найти мастер-классы по прядению шерсти и созданию натуральной косметики. Еще одним важным направлением для команды марки является создание Maiyet Collective – новых сознательных мануфактур, которые могут сотрудничать в рамках одной компании.
Как и в вопросе экологичности моды, в деле сохранения ремесел невозможно переусердствовать. И каждый fashion-проект, направленный на привлечение внимания к традициям ручного труда, дает надежду на их возрождение.
Текст: Дарья Посредникова