До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Игра в камень: Татьяна Соловей о выращенных в лабораториях бриллиантах

Начнет ли человечество мечтать о выращенных в лабораторных условиях бриллиантах? На наших глазах происходит переоценка одной из главных ценностей ХХ века.

Коллекция украшений с бриллиантами Diamond Foundry

Может быть и хуже. Восхищенный бесстыдством каратов журналист толкает стенд с украшением и ввергает в хаос презентацию коллекции высокого ювелирного искусства. Кажется, следующим после этого по шкале вредности поступком будет задать пиарщику большого ювелирного дома вопрос об искусственных бриллиантах. Он закатывает глаза и смотрит осуждающе. "Сравнивать натуральные бриллианты с искусственными невозможно. Для меня начало работы с синтетическими камнями станет закатом бренда", – говорит Валери Мессика, которая за 12 лет превратила наследственный бизнес отца – бриллиантового дилера – в успешный ювелирный бренд Messika, который пользуется репутацией главного бренда однотонных украшений из бесцветных бриллиантов.

Реклама

Однако вопрос неизбежно возникает на повестке дня. Под слоганом Diamonds. Evolved ("Бриллианты. Развитие"), который разработало главное модное пиар-агентство Karla Otto, идет активное промо компании Diamond Foundry. Это стартап с пропиской в Кремниевой долине, инвестициями в 100 млн долларов и амбицией перекроить бизнес драгоценных камней. "Через 20 лет 100 % всех бриллиантов будут производиться человеком, потому что природные запасы истощаются", – в активной переписке уверяет исполнительный директор компании Мартин Рошейсен.

Сегодня у Diamond Foundry в среднем на выращивание одного камня уходит 300 часов. Камень-рекордсмен, который удалось создать в лаборатории, весил 5 карат и пока не может сравниться с тем, который человечество получило в подарок от природы в 1905 году: самый большой алмаз – "Куллинан" – весил 3 106 карат и был раскроен на девять крупных бриллиантов (самый большой – "Звезда Африки", 530,2 карата) и 96 мелких. Однако люди научились выращивать алмазы всего 70 лет назад, а Diamond Foundry опробовали собственную технологию в 2013-м.

Первый искусственный алмаз появился в 1954 году в лаборатории General Electric. Как уверяли в компании, по технологии, имитирующей природную HPHT (High Pressure, High Temperature – "высокое давление и высокая температура"). Алмазы формируются в глубине Земли при температуре около 1 300 °С и давлении порядка 50 000 атмосфер – ученые компании создали пресс, в котором алмазы выращивались из небольших натуральных кристаллов в соответствующих условиях. Второй способ – CVD (Chemical Vapor Deposition, осаждение из газовой фазы) – начал внедряться параллельно. Технология основана на превращении углерода в плазму, которая осаждается в виде алмазов. При меньшей энергозатратности ее очевидным минусом была невозможность вырастить цельный камень.

На основе CVD в Diamond Foundry разработали собственную методику, получившую название Atomic Layer Deposition. Ученые провели тысячи моделирований физической среды – и в результате создали уникальный реактор, который может поддерживать крайне высокую температуру. "Как органическая еда дороже обычной, так и наши бриллианты дороже добытых из Земли – в среднем в тысячу раз. Мы используем продвинутую технологию. Чаще всего путь от шахты до покупателя камни проходят через несколько посредников, наши же продаются напрямую – без дилеров и картелей, что исключает поэтапную наценку", – рассказывает Рошейсен. Самым дорогостоящим в процессе является электричество. Реактор работает на возобновляемой зеленой энергии – той, что добывается в результате естественных природных процессов вроде ветра, приливов или солнечного света.

Ученые (кроме Diamond Foundry, алмазами нового поколения занимаются сингапурская Generic Diamond и российская New Diamond Technology) призывают смотреть на эти камни осознанно. Выращивание алмазов в лабораторных условиях базируется на натуральных компонентах – так что о синтетике речи не идет. Этих бриллиантов меньше, их себестоимость выше – довод в пользу редкости, главного краеугольного камня мира роскоши. На наших глазах вокруг лабораторных камней творится новый миф, который стоит на ценностях современного общества – открытости, сознательности и этике. Их уже называют "бесконфликтными" алмазами. У традиционного ювелирного мира, помимо красивых легенд о "лучших друзьях девушек" и "бриллиантах навсегда", есть немало проблем вроде тех, что стали основой фильма "Кровавый алмаз" 2006 года с Ди Каприо, – например, невольного финансирования индустрией военных диктаторов.

Для этих бриллиантов главный центр сертификации камней – Геммологический институт Америки (GIA) – разработал собственную категорию. Из классических 4-с (вес, цвет, чистота, качество огранки), используемых для натуральных камней, для выращенных остались цвет и чистота, но они оформляются не по алфавиту. Формально камни разделены в классификации, но без специальных приборов качественные выращенные бриллианты отличить от природных невозможно.

Изменение отношения к этим камням легко заметить на уровне языка. Ранее "натуральным" бриллиантам противопоставляли "синтетические", теперь антитеза – между "ископаемыми" и "рукотворными". Разница в оттенках делает последние новым синонимом роскоши.

Помолвочные кольца Vrai & Oro с искусственными бриллиантами

Эти камни активно использует набирающая обороты компания помолвочных колец Vrai & Oro. Здесь описывают свою аудиторию как новое поколение, которое серьезно задумывается о происхождении потребляемых продуктов – будь то джинсы, искусственная кожа или бриллиант для помолвочного кольца. Лимитированные коллекции украшений с камнями Diamond Foundry пользуются большим спросом на сайте Barneys. Титульным проектом компании является сотрудничество с ювелиром Памелой Лав. Серьги Diamond Satellite с бриллиантом Diamond Foundry весом 2,82 карата, выполненные из этически и экологически добытого золота Fairmined, продаются на онлайн-аукционе на сайте компании. Вырученная сумма будет переведена Pure Earth – организации, которая занимается очисткой земли от токсических отходов в бедных регионах. Результат аукциона будет объявлен 31 декабря 2017 года, но в июле цена украшения уже составляет 7 200 000 долларов.

Текст: Татьяна Соловей

Читайте также:

Блестящий кризис: что миллениалы сделали с бриллиантами

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.