До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Что такое базовый ювелирный гардероб

Драгоценности без позы и большой цены – основа ювелирного гардероба.

Платье из шелка и шерсти, шерстяное пальто, шелковый платок, все – Valentino. Серьга, золото, жемчуг, кольцо, золото, жемчуг, все – Anissa Kermiche

Главенство великого искусства High Jewellery, так или иначе, счастливо продлилось до конца эпохи dolce vita. Апофеозом стал так называемый стиль Bvlgari – варварски роскошный, вопиющий, дерзкий. Сегодня в моде – минималистский базовый ювелирный гардероб, легкий и – что главное – ежедневный.

Реклама

Все решительно изменилось в начале 1970-х, когда dolce vita пришел закономерный конец, – хотя буйный стиль Bvlgari все еще продолжал процветать и колоситься на статуарной шее американской кинодивы Элизабет Тейлор, главной клиентки Дома.

Шелковая сорочка, Salvatore Ferragamo; шелковый платок, винтаж (beyondretro.com); шелковый жакет, Dodo Bar Or. Серьги, золото (18 карат), колье, золото (18 карат), все – Tiffany & Co.

Для изменений были две ключевые причины. Первая: приход в 1974 году в великую американскую ювелирную марку Tiffany & Co. поклонницы Антонио Гауди – художницы и модели Эльзы Перетти. Она серьезно "подвинула" на арт-позициях кумира США драгоценных 1960-х Жана Шлюмберже, чье поразительно сложное и многогранное творчество поистине достойно классического музея.

Шифоновое платье, Sies Marjan; кожаные ботинки, Chloé. Колье, золото, Delfina Delettrez

Но музея достойно и то, что предложила длинноносая худосочная блондинка Эльза Перетти. Это были "плавучие", похожие на доисторические ископаемые, "биологические" украшения из демократичного серебра, материала, нехарактерного для Tiffany & Co., – если, конечно, речь не идет о милой "ложке на первый зубик". Те самые вещи, которые женщина выбирает и покупает себе исключительно сама, – в этом и состоит идеологическая основа современного базового ювелирного гардероба. То, что сделала Перетти, стоит считать истинной цивилизационной и культурной революцией.

Шерстяное пальто, Miu Miu. Серьги, золото, бриллианты, Messika

Второй резон: приблизительно в это же время (в 1972 году) по другую сторону Атлантики другая великая ювелирная марка – Cartier – разрабатывает инновационную Must de Cartier – концепцию маленьких и бюджетных ювелирных украшений, рядовых духов, обычных оправ и солнцезащитных очков, шелковых платков-каре, брелоков, письменных принадлежностей. Даже зажигалки из золота, которые Дом делал в эпоху ар-деко, сменили на стальные с лаком. Смысл грандиозных перемен (хотя с "высокой" ювелиркой в Cartier и не думали расставаться: флагманское украшение эпохи – два перекрещенных золотых крокодила для мексиканской актрисы Марии Феликс) заключался в том, чтобы любой человек – мужчина или женщина – смог купить себе "что-нибудь от Cartier". Под "ядерный маркетинговый удар" попали даже легендарные марочные часы компании. Цена самых бюджетных Tank de Cartier в пересчете на нынешние деньги не превышала 1 000 евро – за несколько купюр люди приобретали священное имя Cartier.

Концепция Must de Cartier мгновенно обрела популярность: послереволюционный Париж с радостью и благоговением отнесся к этой здоровой идее. Отметим, что сегодня и изделия Эльзы Перетти, и базовые вещи Cartier продолжают пользоваться спросом. Более того, приглашенные в Tiffany & Co. после Перетти дизайнеры, в том числе и Палома Пикассо, были вынуждены учитывать "сиюминутность" собственных ювелирных предметов – легендарные Olives Паломы существуют и в серебряном варианте.

Шелковая сорочка, шерстяной жакет, шерстяная юбка, кожаные туфли, все – Dior; шелковый платок, Gucci. Колье, желтое золото, бриллианты, малахит, Dior

Ради правды, впрочем, стоит отметить и иной фокус. Великий французский ювелирный дом Van Cleef & Arpels еще в революционном 1968 году представил харизматичную коллекцию Alhambra. Ее основа – демократичный сотуар, центральное украшение в стиле ар-деко с полудрагоценными и даже поделочными камнями: лазуритом, малахитом, сердоликом, черным ониксом, перламутром и бирюзой. За сотуаром Alhambra, который активно рекламировался в прессе (ибо сначала продавался плохо), последовали кольца и серьги. Их женщины стали покупать самостоятельно, носить ежедневно и практически круглосуточно. Они с успехом делают это и сегодня – особенно бизнес-леди, для которых полный боевой комплект Alhambra – такой же "статус", как и Birkin Hermès.

Кажется, что все это очень просто. У каждой марки есть "высокие" украшения, коммерческие и базовые вещи. Но формула не всегда работает. В 2008-м в своем стремлении к демократичности французский ювелирный дом Chaumet, чьи украшения носили Наполеон Бонапарт и две его супруги, сделал базовые вещи из керамики (коллекция Liens Ceramic). В истории компании мотив известен с 1780 года: переплетенная лента украшала тиары и парадные броши. Излишне демократичное решение не прижилось – линейку из керамики сняли с производства. Чтобы подчеркнуть культовый статус коллекции, в 2013-м Дом показал ее "высокоювелирное" продолжение – двенадцать колец с крупными и редкими камнями вроде танзанитов и турмалинов Параиба.

Шелковая сорочка, шерстяной жакет, шерстяная юбка, все – Dior; шелковый платок, Gucci. Колье, желтое золото, бриллианты, малахит, Dior

У Boucheron единственной базовой можно считать коллекцию Quatre. Талантливую попытку "опустить планку" в начале 2000-х предприняла ювелир Соланж Азагури-Партридж под руководством ее патрона Тома Форда. Француженка марокканского происхождения выпустила несколько бюджетных коллекций. Среди изделий особо выделялось кольцо в форме надкусанного кусочка шоколадной плитки, а также раскрытые золотые губы (Not Bourgeois). Все это приводило в шок и трепет старых седовласых поклонников Дома, привыкших к миллионным "павлиньим перьям" и "украшениям для махараджей" Boucheron. Форда и Азагури-Партридж быстро отстранили от работы с наследием.

Интересно поступил французский исторический Дом Mauboussin (они же – "ювелиры цветов"), который принял решение вообще отказаться от сегмента High Jewellery. В 2003 году Дом выпустил простенькие колечки со звездочками Etoile по цене 1 200 евро. И еще умудрился открыть магазин буквально "на проходной" – на Елисейских Полях, где сроду не ступала нога приличного ювелира (исключение – Cartier, для которого Поля все-таки были исторической точкой).

Топ из вискозы, Dries Van Noten (mytheresa.com); шерстяной блейзер, Band of Outsiders. Колье, золото (18 карат), бриллианты, кольцо, золото (18 карат), бриллианты, все – Chopard

Даже великий британец Garrard три года назад выпустил бюджетные "бантики" (the bow), а ведь эти люди делали британские тиары, часть из которых хранится в Тауэре. В конце 1990-х сориентировались и в Piaget: их изначально свадебная линейка Possession быстро стала базовой. В этом ключе откровенно выступают и в немецком Montblanc: у них как раз очень много серебра.

Базовый ювелирный гардероб – ежедневный, едва заметный, всегда уместный и ко всему подходящий (от пресловутой белой футболки с джинсами до маленького черного платья и смокинга Saint Laurent) – дает возможность рождаться и процветать многим маркам. Среди них самая мобильная – французская Messika, основанная в 2005 году в Париже художницей Валери Мессикой (ее отец Андре – крупный торговец белыми и цветными алмазами). Свою философию Валери объясняет следующим образом: "Моя цель – женщина. Она сама выбирает мои вещи, сама их носит – когда сочтет нужным, сама от них избавляется. Это легкое отношение к украшениям. Я лично не придаю им никакого значения". Ее вещи – классика жанра: пуссеты, цепочки с солитером, набор миниатюрных колец на два пальца, тончайшие браслеты-цепочки.

Шерстяной блейзер, шерстяные брюки, шелковая сорочка, все – Chloé. Колье, золото, бриллианты, кольцо, золото, все – Cartier

Драгоценности – без специального назначения, драгоценности – без цели, драгоценности – без позы и большой цены. Вот что такое базовый ювелирный гардероб. И ключевое слово здесь – "гардероб": эти вещи носят легко, как летний сарафан, офисную рубашку или даже повседневную шубу. И в этом их бесценность. Они легки, они дают свободу – это и есть их козырь и логика их существования.

Текст: Екатерина Истомина

Фото: Paolo Di Lucente

Стиль: Ina Lekiewicz

Прическа и макияж: Emil Zed

Кастинг: Jessica Martinelli

Производство: Ane Kruse

Ассистент стилиста: Assistant Karolina Jarosz

Модель: Annely Bouma

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.