Впервые с радикальными работами Марины я познакомилась будучи в университете. Полная юношеского максимализма и амбиций, я решила написать работу о Трансгуманизме. Последователи этого перформанс- движения стремились преодолеть человеческую природу — страдания, боль и физические лимиты. Что только трансгуманисты не творили — всаживали себе в голову компьютерные чипы, подвешивали себя на крюки, поджигали себя. В процессе исследования этого арт-движения, я натолкнулась на перформанс "Губы Томаса" Марины Абрамович. Она была одной из немногих женщин-художниц, которые развивали перформанс в далекие 1960-е, преодолевая критику и насмешки публики.
бэкстейдж съемки для Vogue Украина
Марина била себя плетью, лезвием резала пятиконечную звезду у себя на чреве и ела килограмм меда. Ее радикальности не было предела. Но также были в ее арсенале и довольно лиричные перформансы, к примеру, "В присутствии художника". Общее в десятках этих работах было одно — их невозможно было игнорировать и не реагировать на них эмоционально. Просматривая записи перформансов, я плакала, смеялась, поражалась силе человеческого духа. Казалось, в Марине необычным образом сочетались женская уязвимость и необычайная сила и выносливость. Что же можно было ожидать от встречи с женщиной такого масштаба? Оставалось только гадать.
В день съемки вся команда была готова к девяти утра и мы с нетерпением ждали появления Марины. В студии чувствовалось напряжение. Появившись, Марина бросила пару шуток и вся команда разразилась смехом, сменив волнение энтузиазмом. Позже в разговоре она упомянет, что знает, какой серьезностью и основательностью обладает ее образ, и как она всегда стремится стать более доступной, пользуясь шутками и абсолютной открытостью. Когда мы начинаем разговор, Марина говорит: "Ставь стульчик ближе и давай поговорим." Словно бабушка и внучка, мы говорим долго, обо всем и по-семейному.
бэкстейдж съемки для Vogue Украина
Марина рассказывает о ее непростом детстве, периоде экспериментального перформанса в ее молодости, о встречи и жизни с Улаем — роман с которым сильнейшим образом повлиял на нее, и ее деятельности после 60-ти. О съемке и ее модельной деятельности Марина говорит с огромным энтузиазмом: "Я получаю удовольствие от этого каждую минуту, потому что, если тебе за 60, а ты занимаешься тем, чем большинство занимается в 14 – 16 лет, это прекрасно!" Словно ребенок, она примеряет множество вещей, предложенных стилистами. Но, кажется, с самого начала Марина знает, что предпочтение отдаст Юлии Ефимчук и Givenchy.
бэкстейдж съемки для Vogue Украина
Говорить о сценарии съемки нам непросто. Происходящее в Украине слишком насущно и трагично. Марина рассказывает, что наблюдая за происходящим и пережив похожее в родной Сербии, она не могла сделать очередную глянцевую и модную съемку. Напротив, она хотела создать серию фотографий, которую невозможно было бы просто пролистать и забыть. Мы говорим о том, как стране нужно излечится и пройти трагический процесс, чтобы полностью оставить коммунистическое прошлое позади. Одна обложка, возможно, не поможет вылечится, но заставит задуматься. На это вся надежда.
бэкстейдж съемки для Vogue Украина
Фотопроект Марины Абрамович смотрите в августовском номере журнала Vogue Украина