Гид по театральным премьерам этой весны
Культурная организация Британский Совет продолжает делать революцию в украинском театре. В апреле и мае по всей Украине, от Киева до Северодонецка, пройдут премьеры четырех английских пьес, поставленных молодыми режиссерами. Называется проект Taking the stage, а его цель – познакомить Украину с британской драмой и открыть новые имена в режиссуре. На репетициях побывала театровед Марина Ковальчук.
Конкурс Taking the stage стартовал в 2016 году: жюри отобрало 10 финалистов со всей Украины, которые показали в Киеве свое видение будущих спектаклей. В итоге выбрали четырех победителей - Тамару Трунову (Киев), Киру Малинину (Харьков), Елену Авдееву (Харьков) и Евгения Мерзлякова (Северодонецк). На постановки они получили грант в размере 20 000 гривен. Жюри предложило участникам на выбор пять пьес: "Под небом синим" Девида Элдриджа, "Когда боги упадут, безопасно не будет" Сельмы Димитриевич, "Шахтёры-художники" Ли Холла, "Черный дрозд" Девида Гарровера и "Легкие" Дункана Макмиллана.
10 и 12 мая в Киевском театре Оперетты
Тамара Трунова, один из самых активных и успешных украинских режиссеров, выбрала чуть ли не самую сложную пьесу конкурса – "Под небом синим" Дэвида Элдриджа. "В конкурсах я всегда берусь за самые сложные темы. Если я принесу это в театр, мне скажут, что у меня непорядок с головой. А тут я свободна", – обьясняла Тамара Трунова в интервью Vogue осенью 2016 года. Для Тамары, которая в этом сезоне поставила успешные спектакли в Оперном, Молодом театре, а сейчас репетирует в одном из британских театров, была важна возможность создать музыкальный спектакль вместе с киевским театром оперетты и современным украинским композитором Богданом Решетиловым.
Пьеса "Под небом синим" была написана в 2000-м году и много ставилась на мировых площадках, а молодому драматургу тогда принесла премию за лучшее произведение Вест-Енда. Тамару текст подкупил количеством скрытых смыслов, которые ей как постановщику было интересно расшифровывать, а актерам – транслировать зрителю. Режиссер рассказывает, что непримечательная – на первый взгляд – история из жизни учителей с их мыслями о любви и похоти, одержимости и сексе приобретает вдруг абсолютную экзистенциальную значимость. В спектакле играют артисты Театра оперетты и "Золотых ворот", а на сцене режиссер разместила одновременно актеров, зрителей и оркестр.
24 апреля в харьковской студии "Винора"
Режиссер и драматург из Харькова Кира Малинина ставит пьесу "Когда Боги упадут – безопасно не будет" Сельмы Димитриевич. Сельма Димитриевич – популярный драматург и писатель из Эдинбурга, которую много ставят в Европе; также ее пьеса идет в одном из киевских театров. "Когда Боги упадут – безопасно не будет" – камерная история об отношениях матери и дочери, рассчитанная на двух актеров, щемящая и трогательная.
По словам режиссера, пьеса любопытна тем, что на первый взгляд кажется простоватой, но раскрывается постепенно. Сюжет о поиске диалога между двумя родными людьми – матери и дочери – в каждом эпизоде обрастает новыми смыслами. "Для меня это история о сложностях и внутренних преградах, о страхах и манипуляции, и в конце концов об открытости и уязвимости, – говорит Кира Малинина. – И важный для меня вопрос звучит так: "Почему мы перекладываем ответственность за то, что происходит в наших отношениях на другого и боимся быть собой даже рядом с родными?".
В апреле в харьковском ТЮЗе
Режиссер Елена Авдеева, которая в рамках конкурса ставит пьесу Ли Холла "Шахтеры-художники", признается, что Taking the Stage – отличный опыт для молодого постановщика. Свой спектакль Авдеева готовит на базе Харьковского театра юного зрителя. Для постановки она выбрала пьесу, написанную по реальным событиям. Она посвящена знаменитой арт-группе Ashington: в 1934 году шахтеры из Ньюкасла наняли профессора искусствоведения, чтобы он по вечерам читал им лекции и помог стать художниками. В итоге шахтеры создали свою арт-группу: она просуществовала 50 лет и получила признание в британском арт-мире. Работы группы Ашингтон сегодня находятся в британском Woodhorn Museum.
К работе над проектом присоединился известный украинский художник Роман Минин, который родился в Донецкой области и исследует шахтерскую тему в своих работах. Так, в 2008 году его выставку в Донецке закрыли с большим скандалом, а местные чиновники сами снимали картины со стен Донецкой обладминистрации, ведь, по их мнению, Минин порочил "светлый образ" украинского рабочего. "Мне хочется рассказать о герое нашего времени и нашей страны, – признается Елена Авдеева. – В спектакле мы исследуем не профессию шахтеров, а, скорее, принцип их мышления – как людей совсем не творческой профессии, которые учатся рисовать. И в тоже время, в рутине шахтерской реальности совсем не отрицается творческое начало. Спектакль – о странном пути самопознания от "шахтера" к "художнику" и наоборот и о том, что иногда внутренняя "война" выпускает наружу то творчество, которое сидит в каждом из нас".
В апреле в Северодонецком театре драмы
Пьеса Дункана Макмиллана "Легкие" заинтересовала сразу трех из десяти финалистов Taking the Stage. Но, по мнению жюри, лучшей была концепция Евгения Мерзлякова, который подавался вместе с Луганским музыкально-драматическим театром, а показывает премьеру в Северодонецком театре. Премьера в Северодонецке состоялась 11 марта, а сейчас команда проекта готовится к зарубежным гастролям – уже 8 апреля спектакль покажут на фестивале "Wschód-Zachód" в Кракове.
Драматург Дункан Макмиллан – любимец британской публики: его пьесы идут на Уэст-Энде, он завсегдатай Авиньонского и Зальцбургского фестивалей и дважды номинант на самую престижную театральную премию Лоуренса Оливье. Его "Легкие" – своеобразная экопьеса: его герои, молодая пара, размышляет о том, стоит ли заводить ребенка, если мир и так на грани экологической катастрофы?.. "Наш спектакль о жизни, о любви, о том, что мы говорим, и о чем молчим, – говорит Евгений Мерзляков. – Мы часто не слышим близкого человека, интерпретиуря его по-своему. Все недосказанное людьми в спектакле мы раскрываем через движение". Жанр спектакля – пластическая драма об отношениях женщины и мужчины. "Мы так и не научились жить вместе так, чтобы каждый из нас не чувствовал себя ничтожеством" – очень важная фраза из пьесы", – говорит режиссер.
Читайте также:
Раду Поклитару ставит "Таинственную историю Бенджамина Баттона"