КУПИТИ КВИТКИ

Интервью с музыкантами из группы Ragapop

Участницы Dakh Daughters и музыкант Антон Очеретяный, объединившиеся в электронный проект Ragapop, утверждают, что он не только музыкальный, но и просветительский

С музыкантами из Ragapop – хорошо знакомыми нам по группе Dakh Daughters Русланой Хазиповой и Анной Никитиной, а также Антоном Очеретяным – мы долго назначаем дату встречи. Лето – время фестивалей, и Ragapop колесят по стране: только приехав из Мариуполя, пакуют чемоданы в Ивано-Франковск, а потом собираются в Одессу, где сыграют на Одесском кинофестивале. Группе нет и года, но за последние несколько месяцев музыканты дали более 30 концертов – учитывая карантин, это невероятный успех.

Реклама.
Руслана Хазипова (Хлопковое платье, Ganni (spazio.ua); кольцо, латунь, браслет, латунь, все – Chloé)

1 мая 2020 года Ragapop выложили на YouTube дебютный клип "Гордості", снятый на айфон одним дублем. В основе трека – отрывок из поэмы Софокла "Царь Эдип" в переводе Ивана Франко. "Гордості родять тирана, пхають до діл неподобних..." — каждый куплет начинается с пробирающего до дрожи речитатива в исполнении харизматичных Русланы и Ани, чья мощная артистическая энергия выкристаллизовывалась много лет под чутким руководством театрального режиссера Влада Троицкого, основателя театра "ДАХ" и группы Dakh Daughters.

В 2003-м обе девушки пришли в "Дах" студентками-первокурсницами: Руслана тогда училась в Университете театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, Аня — в Академии декоративного-прикладного искусства и дизайна имени Бойчука. Обе в 2000-х играли в "Дахе" в спектакле "Царь Эдип", и их еще тогда поразило, как музыкален перевод Франко, сколько в нем энергии и темпоритма. Сегодня девушки интерпретируют поэзию Франко в собственном инди-проекте Ragapop, в котором есть "немного панка, протеста и скоморошества".

Ragapop очень резонирует с сегодняшним днем – я верю, что именно так звучит наше время

"Многие говорят, что переживают некий трип, слушая Ragapop, — говорит Руслана Хазипова. – Кто-то – что чувствует связь с предками. Я думаю, это самое важное: мы ведь не на пустом месте взялись, у нас мощный культурный фундамент, но мы о нем говорим только в рамках школьной программы. А зря: у того же Франко есть все о том, кто мы и откуда, нужно только копнуть. Кроме того, его поэзия обладает особым ритмом, она звучит как речитатив, мне нравится энергия манифеста, которая в ней заложена. Для меня Ragapop — не просто музыка, а просветительский проект. У меня очень разный жизненный опыт, но я не хочу говорить со сцены о личных травмах. Мне кажется, важнее взять смыслы, созданные великим Франко, и пропустить через свое "я". Ragapop очень резонирует с сегодняшним днем – я верю, что именно так звучит наше время".

Антон Очеретяный (Шерстяной пиджак, рубашка из вискозы, все – Fear of God (theicon.ua)

За то, как звучит Ragapop, отвечает в первую очередь Антон Очеретяный — он пишет музыку, играет на гитаре, синтезаторах, драм-машине. По образованию 33-летний Антон филолог, специалист по романо-германской филологии. 11 лет назад переехал в Берлин, где работал в IT и руководил компанией, которая занималась системами промышленного шифрования. "В 30 лет я вдруг понял, что могу так дожить до старости, а рок-н-ролл играть не начну", — шутит Антон. Вскоре после этого он ушел из IT и переехал в Киев, где познакомился с Русланой Хазиповой, которая стала его женой и матерью их сына.

Дебютный альбом Ragapop называется "Сяся", в него вошли три трека. Одноименный заглавный "Сяся" создан на слова одноименной поэмы Франко 1882 года. По словам музыкантов, он был написан задолго до того, как возникла группа Ragapop, – еще в 2018 году, во время вечерних джемов Русланы и Антона под драм-машину на их домашней кухне. "Как-то во время беременности я пришла с УЗИ и говорю Антону: послушай! я записала на телефон сердцебиение нашего будущего сына. И предложила: давай "посадим" на это ритм. Мы положили на него бит, сделанный тут же, дома, на сэмплере – и с этого начался трек "Сяся". В начале песни слышен стук сердца нашего Митрика".

Музыкальные референсы Ragapop – это рок и хип-хоп: Sonic Youth, Velvet Undergroung, J Dilla, Cipping. А еще среди них – "Фабрика" Энди Уорхола

От создания первых треков до выпуска первого мини-альбома Ragapop прошло полтора года. Музыканты записывали треки в перерывах между мировыми гастролями Dakh Daughters, где до пандемии Аня Никитина и Руслана Хазипова бывали по восемь месяцев в году. Из-за локдауна сорвался тур по Франции, отменились американские гастроли Dakh Daughters, что дало возможность поработать над новым проектом и живым шоу, к которому музыканты особо требовательны. И если может показаться, что Ragapop – такой себе lo-fi проект, созданный на кухне Русланы и Антона, то правда это только отчасти. Так, мастеринг альбома "Сяся" делали в Штатах – на знаменитой детройтской студии Third Man Records, основанной легендарным гитаристом Джеком Уайтом. Ну а специально для живых шоу группа укрепляет состав. Так, постоянный барабанщик Ragapop – культовый украинский музыкант Андрей Надольский, участник групп "Мегаполис", "Звуки Му", "Мертвий півень",Esthetic Education.

Анна Никитина (платье из полиэстера и триацетата, Proenza Schouler (tsum.ua); серьги, собственность модели)

По словам артистов, музыкальные референсы Ragapop – это рок и хип-хоп: Sonic Youth, Velvet Undergroung, J Dilla, Cipping. А еще среди них – "Фабрика" Энди Уорхола, объединившая в 1960-х художников, моделей, режиссеров и музыкантов. "Она очень повлияла на мой вкус. Там было много музыкантов, но я не о них, а об искусстве и подходе, в первую очередь. Я верю в синтез искусств и жанров. В Ragapop мы тоже за синтез: у нас сошлось перформативное с музыкальным", — говорит Антон.

За перформативное в группе отвечает опытная актриса Анна Никитина. На концертах Ragapop Аня всегда появляется в сценическом костюме – синтетический красный комбинезон и маска с непрорезанными отверстиями для глаз. Для нее это дань театру, актерству. "Перформанс помогает нам передавать определенные смыслы. Есть момент в финале концерта, когда я снимаю маску – зрители говорят, что это похоже на катарсис. Мне же это напоминает площадной театр, где актеры в финале тоже снимали маски, напоминая зрителям: что бы ни происходило на сцене, это все-таки игра, искусство, шутка. В маске я ровным счетом ничего не вижу, мне неудобно, но актерство — вообще некомфортно. Я верю, что театр – это "сверхвещь": ты все время побеждаешь себя, работаешь со своими страхами".

Осенью Ragapop выпускают мини-альбом. Треков на стихи Франко в нем уже нет, но зато есть авторская музыка, а также песни, написанные друзьями, – например, лидером группы "Вагоновожатые" Антоном Слепаковым. "Для нас концерты как наркотик, — говорит Руслана Хазипова. – У нас обмен энергией со зрителем: отдал – взял, отдал – взял. Наши слушатели – это активные украинцы с позицией. Неравнодушные, сознательные, которые любят свою страну и формируют ее будущее уже сейчас. А возраст и пол не имеют значения".

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Nazar Cherniy

Стиль: Venya Brykalin

Прически: Alexandra Vetrova

Макияж: Olga Ostapchuk

Свет: Bogdan Lakymenko, Alexander Mishchenko

Ассистент стилиста: Sasha Dudchenko

Ассистент парикмахера: Lyalya Mudrak

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.