Журнал: интервью с Кристиной Соловий
Молодая певица Кристина Соловий, главное музыкальное открытие 2015 года, в феврале отправляется в большой концертный тур. Дарья Слободяник предсказывает ей большой успех.
Кристина Соловий знает, что такое проснуться звездой. Совместные выступления со Святославом Вакарчуком, дебютный альбом, записанный с лучшими музыкантами страны, приз "Открытие года" от "Радио Аристократы" – последнее время жизнь хрупкой 22-летней брюнетки из Дрогобыча похожа на сказку. "Я просто оказалась в нужном месте в нужное время", – скромно говорит Соловий. Кокетничает.
Кристина выросла в Дрогобыче: училась в музыкальной школе, любила театр, искусство, вместе с бабушкой, которая обучала игре на бандуре в школе, пела галицкие песни. Свою жизнь планировала связать с литературой – поэтому поступила на филфак Львовского университета. Но однажды Соловий, в роду которой были лемки, открыла для себя лемковскую музыку – и поняла, что хочет рассказать о ней всей стране. Она отправилась на шоу "Голос страны": на слепом прослушивании вышла на сцену в старинном лемковском костюме и исполнила народную песню "Горе, долом ходжу". Святослав Вакарчук, судья на шоу, так впечатлился, что не смог сдержать слез, – а после предложил Кристине сотрудничество и в качестве ее музыкального продюсера помог записать дебютный альбом.
Лемковская культура и все, что с ней связано, – тема для Кристины особенная. Лемки – ее предки по маминой линии. Это этническое меньшинство, которое на протяжении многих веков проживало на территории современного Закарпатья, а также Польши и Словакии. О своем роде Соловий рассказывает тихо и сдержанно – говорит, это очень личное, а личным молодая певица делиться пока не привыкла. У лемков непростая история: они постоянно испытывали давление со стороны всех государств, к которым когда-то относились, – Российской империи, Польши, Чехословакии. В XX веке лемков несколько раз переселяли – сначала из Польши в Советский Союз, потом, в сороковые годы, обратно. В 36 лет из-за обвинений в национализме погиб дедушка Кристины – ее маме тогда было всего одиннадцать. "Когда я родилась, мы не поддерживали связь с лемками – по разным причинам. Из-за преследований все "лемковское" в моей семье долгие годы замалчивалось. Поэтому с мамой до определенного времени мы на эту тему не говорили – она по привычке об этом молчала. А однажды, когда мне было двенадцать, я услышала лемковскую песню "Під облачком" – и испытала такое щемящее чувство, которое даже сравнить ни с чем не могу".
Поет Кристина волшебно: у нее нежный, хрустальный, хрупкий голос. Она – дочь музыкантов и намеренно решила не поступать в музыкальный вуз: говорит, музыка в ее жизни и так всегда была на первом месте. "Звук – главный "орган", которым я познаю мир", – говорит Соловий. Наверное, от этого в ее песнях так много интуитивного, нутряного, "животного".
Сама Соловий к себе относится строго и восторгов по поводу своей нежданной популярности не испытывает. "Я не хочу, чтобы популярность была "приклеена" ко мне из-за шоу "Голос страны" или из-за имени моего продюсера Святослава Вакарчука. Конечно, работа с Вакарчуком дает мне множество привилегий. Но я хочу, чтобы все было справедливо. Мне не нужны авансы".
Фолк, в котором работает Соловий, – сложный жанр. В отсутствие музыкального вкуса тут легко скатиться в "шароварщину" или нечто меланхолично-заунывное. Нина Матвиенко и Руслана – вот, пожалуй, и все удачные примеры того, как фолк может проникать в популярную музыку. Нишу готова занять Кристина Соловий: лиричные лемковские мотивы она миксует с роком – и в итоге рождается драйвовый рок-фолк. Это слышно в дебютном альбоме "Жива вода": на репетиции у Кристины я вдруг понимаю, что "Несе Галя воду", петая-перепетая на любом семейном застолье, в интерпретации Кристины вдруг оказывается заводной роковой композицией.
Соединить фолк с роком ей помогла dream team – Милош Елич, Денис Дудко и сам Вакарчук. Исполнять фолк для Соловий – дело чести. "Лемковская музыка может многое нам рассказать о нас самих. Сейчас все ходят на медитацию, а на самом деле вся медитация – вот она, в лемковской музыке". Соловий – филолог, но к фольклору подходит как настоящий этнограф: кажется, готова "рыть" сутками, чтобы узнать больше. В поисках знаний пару лет назад она пришла в хор "Лемковщина". Кристина уверена: в фолк-музыке скрыт исторический код нации. "Поэтому народная музыка так важна: там столько характеров, столько психотипов собрано – это и есть украинский менталитет. Вот представьте себе: есть песня, которую спело, скажем, десять человек в селе таком-то, а одиннадцатый взял и спел ее так, что "собрал" в ней все, спетое раньше. И так песня за песней – вот вам и генетический код".
Кристина очень молода, но рассуждает не по годам серьезно. Говорит, родители воспитывали ее демократично: делай что хочешь – но неси за это ответственность сама. По такому принципу – "мое решение – моя ответственность" – она поступила на филфак; отправилась на "Голос страны"; выбрала "пикантную" тему диплома – "Образ нимфеток в творчестве Набокова и Петрова (Домонтовича)".
Продюсер Кристины Святослав Вакарчук от своей подопечной в восторге: он называет ее ни много ни мало "надеждой новой украинской музыки". Кристина вспоминает, как пару лет назад написала свою первую песню – "Тримай" – и показала ее Вакарчуку. Тот сказал: "Отлично, пиши еще!" "А я подумала нескромно: это же моя первая песня, а что будет дальше? Но быстро спустилась на землю. А вдруг "отличной" моя музыка покажется только Вакарчуку? Он очень тонкий человек, любит авангард – Мэтта Эллиотта, Сержа Генсбура. А вдруг и я попаду в такую нишу?"
Кристина Соловий – реалист и певица с характером: к шоу-бизнесу относится адекватно – как к работе. Съемки первого клипа "Тримай" длились 24 часа, за это время она сменила 10 образов – и не пикнула, рассказывают участники. "Валились с ног все – кроме Кристины". Через пару месяцев команда снимала второй клип – на песню "Під облачком". Съемки проходили в лесу, длились всю ночь, а под утро по задумке режиссера Яны Алтуховой Кристине пришлось два часа провести в ледяном озере, лежа в воде на деревянном помосте. При этом она была в легком платье. "Да все нормально, единственное – зуб на зуб не попадал, петь неудобно было", – легко говорит Соловий.
Сегодня певица занята с утра до вечера – готовится к большому концертному туру и пишет второй, авторский альбом: "От фолка я не отойду, но музыка будет жестче".
Фото: Julie Poly
Стиль: Sonya Kvasha
Прически: Taras Richter
Макияж: Vitalia
Производство: Valentina Tarkovskaya