От заката до рассвета: путешествие в столицу Катара
Доха, столица Катара, – город удовых ароматов, футуристических зданий и традиционных мечетей, где на выходные выезжают в дюны, а в качестве домашних питомцев заводят соколов.
Столица Катара пахнет удом и соленым морем. Эти ароматы ощущаешь еще в аэропорту Хамад, где все как и должно быть в современной арабской сказке: мраморный вестибюль, миллион указателей, беспилотный скоростной поезд, курсирующий по территории аэропорта, спа с огромным бассейном, люксовые бутики и арт-объекты, главный из которых – 20-тонная бронзовая "Лампа "Медведь"" авторства швейцарского художника Урса Фишера, купленная на аукционе Christie’s за 6,8 миллионов долларов. Но главная роскошь здесь – отсутствие суеты: получение транзитной визы и паспортный контроль занимает 15 минут и это при том, что самолеты с сотнями пассажиров приземляются здесь почти каждую минуту.
Воздух Дохи – теплый и влажный; вечернее такси цвета Тиффани мчит по безупречно ровным дорогам в старый город, догоняя уплывающее за горизонт солнце. Кажется, все, что нужно после длительного перелета, – массаж, легкий ужин и крепкий сон. Но через 10 минут перед такси проплывают белоснежные здания восточного базара Souq Waqif: ресторанные террасы соблазняют ароматами и белыми скатертями, у прижавшихся друг к другу сувенирных лавок во всю идет торговля, конная полиция в куфиях и кафтанах гордо вышагивает по мощеным улочкам, а лабиринты переулков скрывают еще миллион деталей, которые звучат и пахнут. Проспать такую ночь для путешественника – преступление, которое должно караться депортацией.
Идеальное место для первого свидания с Дохой – Souq Waqif Boutique Hotels by Tivoli. Это девять бывших купеческих домов на территории старого восточного базара, удобных тем, что остановиться можно в одном, но пользоваться услугами восьми других. Al Jasra славится своим спа и марокканским рестораном Argan, где готовят нежнейший кус-кус с семью овощами и театрально разливают по миниатюрным чашкам мятно-лаймовый чай со специями, с террасы Al Jomrok открывается завораживающий вид на вечернюю Доху, а на крыше Al Mirqab есть уединенный бассейн.
Но самый элегантный, все-же, Souq Waqif Al Najada. В нем всего 23 комнаты, хотя отель состоит из трех присоединенных друг к другу вековых зданий. К стойке рецепции нужно идти через прохладный мраморный зал, белые каменные стены которого расширяют пространство, а деревянные балки добавляют уюта. Постояльцы Al Najada – люди солидные: это видно по гордой осанке, безупречно скроенным белоснежным платьям-гандурам и слегка завитым кончикам гутры (арабский мужской головной убор. – Прим. авт.). В спальне люкса четыре окна, одетых в резные деревянные ставни, и выход на террасу – только из номера можно рассмотреть город со всех сторон. Еще есть просторная гостиная с высокими потолками, кабинет, столовая и частное патио. Ну и, конечно же, дворецкий, всегда лучше гостей угадывающий, что же нужно в данный момент.
Изучая уникальные особняки отеля и вместе с тем старый город, тут и там натыкаешься на интересные детали: зал для молитвы, спрятанный в узком переулке; швейную мастерскую, за стеклом которой работники, сидя на полу, делают последние на сегодня стежки; квартал украшений из золота; поющий птичий рынок; конюшню с белоснежными скакунами; и место гордости местных – соколиный госпиталь с терапевтическим, хирургическим и узи-кабинетами для любимых птиц катарцев. Когда лабиринты Souq Waqif исследованы вдоль и поперек, самое время подняться на террасу ресторана Arumaila и понаблюдать, как с наступлением темноты просыпаются небоскребы набережной Корниш. Зеленый кофе с кардамоном помогает взбодриться, а местное такси за 10 минут доставит до катарского Манхеттена по киевским тарифам.
Футуристические гиганты из стекла и бетона, которые, кажется, вырастают прямо из песка, спроектировали по заказу местных шейхов лучшие архитекторы мира (Жан Нувель, Заха Хадид, Йо Мин Пей, Арат Исодзаки, Сантьяго Калатрава). Фантазия первых и бюджет вторых – неограниченны. Рестораны, спрятанные под крышами этих небоскребов, – одни из немногих мест, где легально можно выпить бокал вина. Для страны, где царит "сухой закон", это почти экзотика. Даже далеко за полночь в Дохе не покидает ощущение безопасности. Ночные прогулки для катарцев, ценящих прохладу на вес золота, такое же удовольствие, как и для туриста. Для самых стойких есть еще одно местное развлечение – встретить рассвет в дюнах, омываемых водами Персидского залива. А можно приберечь силы и утром отправиться в Музей исламского искусства, который сам по себе достопримечательность. Выбирать в Дохе есть из чего.
И вот, когда программа максимум выполнена, но неисследованные районы еще остались, приходит время улетать – и в ту же минуту ты даешь себе обещание вернуться. На борту местного авиаперевозчика Qatar Airways это желание только укрепляется, когда старшая бортпроводница – один в один Гвинет Пэлтроу в фильме "Вид сверху лучше" – сервирует застеленный белоснежной скатертью стол, откупоривает бутылку французского шампанского и приносит к нему фрукты, сыры и орехи.
Впрочем, катарские авиалинии безупречны во всем. Британская компания Skytrax даже назвала Qatar Airways лучшим авиаперевозчиком в мире. И этому есть объяснение – за новыми самолетами авиакомпания записывается первой в очередь, а потому экономкласс по уровню комфорта напоминает бизнес. Продуманы все детали: удобные кресла, выбор блюд и напитков в меню, фирменные дорожные наборы, плед и подушка, wi-fi. Главное преимущество бизнес-класса – сиденье, превращающееся в кровать, и сервировка, как в ресторане. Приятный бонус для всех пассажиров катарских авиалиний – действующая до конца 2018 года программа QATAR: Free Stopover: если лететь через Доху со стыковкой между рейсами от 12 часов, ночь в отеле – бесплатно. Такая пересадка по количеству впечатлений становится самостоятельным и очень комфортным путешествием.
Текст: Анна Золотарева