Нитка за ниткой: интервью с художницей Оксаной Левченей
Художница Оксана Левченя открыла мастерскую по изготовлению ковров ручной работы, чтобы вернуть украинцам интерес к ремесленничеству.
Фото: LESHA LICH, Стиль: VENYA BRYKALIN, Текст: ДАРЬЯ СЛОБОДЯНИК
Хирург, художник, а теперь еще и хозяйка мастерской по изготовлению ковров – Оксана Левченя не любит сидеть на месте. В своей студии на Печерске она встречает меня босиком – "как раз ковер собиралась чистить". Залог удачного бизнеса – знание всех процессов изнутри, и Оксана
погружается в детали с головой: рисует эскизы, вручную красит нитки для будущих ковров, делает проклейку на уже готовых изделиях, продает и продвигает ковры и даже отвечает на сообщения в "Инстаграме" мастерской (@olk_manufactory). "Ткать тоже умею, – опережает мой вопрос Оксана. – Может, зимой начну собственный ковер".
Идея делать ковры родилась несколько лет назад, когда художница готовила свою выставку "Квазиэтнография". Одну из картин,по ее задумке, нужно было выткать, и Оксана поехала в Полтавскую область: там раньше была знаменитая фабрика народных промыслов, ковры которой покупали по всему миру. Фабрику расформировали, но осталась мастерская.
Именно они выткали первый гобелен по эскизам Оксаны. Гобелен произвел фурор Киеве, друзья стали делать первые заказы – и осенью 2016 года художница открыла мастерскую на бульваре Леси Украинки. Яркие, с этническими узорами изделия, тем не менее, заполонили "Инстаграм".
С коврами у Оксаны получилась любопытная история. Она убеждает меня, что это ни в коем случае не арт-объект, и что ей важно, чтобы ковры были полезны в быту: чтобы по ним бегали босыми ногами, чтобы на них лежали домашние животные, чтобы они, в конце концов, выполняли свою основную функцию – согревали пол в квартире или доме. И если по форме это и вправду полезная в хозяйстве вещь, то по содержанию – чистый арт-объект. Оксана, человек с художественным образованием (она училась у знаменитого графика Александры Праховой), со всей серьезностью подошла к тому, что изображает на коврах. Большинство сделаны по эскизам XVIII‑XIX веков:это современные копии старинных украинских ковров, которые лежали и висели в домах Центральной и Левобережной Украины 100, 200 лет назад. "В Карпатах и Закарпатье культура ковроткачества сохранилась, потому что там есть спрос, а традиции передаются по наследству. В Центральной Украине таких мест почти не осталось – хочется восстановить и традицию, и интерес к ней", – говорит Оксана.
Эскизы для своих ковров она находит в музеях и книгах. "Пару дней назад мне позвонили и попросили сделать ковер для человека, который увлекается лемковской культурой. Я начала искать – и поняла, что ни в одном источнике нет упоминанияо лемковских коврах. Погрузившись в историю лемков, узнала, что они часто переезжали из села в село, потому что их преследовали власти, – и не смогли сохранить свое наследие. Единственный эскиз лемковского ковра нашла в книге австрийского этнографа".
В OLK manufactory сегодня работает не больше десяти мастеров, некоторые – студенты и вы-пускники Киевского института декоративно-прикладного искусства им. Бойчука. Но не только: мастер Ирина, например, учится на пианиста. На моих глазах девушки, сидя на пластмассовых стульях у станка, создают красоту: нитка за ниткой, сантиметр за сантиметром. За месяц один
мастер может изготовить один метр ковра, при этом большая часть изделий – до трех метров. Ручная работа – дорогое удовольствие, поэтому себестоимость одного ковра высока. Сейчас художница и бизнесвумен думает над тем, как ее снизить: хочет, чтобы украинцы покупали авторские ковры, а не китайские массового производства.
Макияж и прически: Vitalia
Ассистент стилиста: Valerie Kondruk
Продюсер:Vika Yukhymenko
Читайте также:
Найди свое племя и полюби его: новый проект Оксаны Левченя-Константиновской
Спутники искусства: интервью с куратором Александром Соловьевым
ReLive: Маша Ефросинина о женщинах, книгах и благотворительности