До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Свободная любовь: что такое полиамория

Полиамория, любовь свободных людей, – экзотика в мире, где и моногамного партнера найти непросто. И все же это тип отношений, к которому сегодня стремятся многие

Чтобы не путаться, сразу расставим акценты: в отличие от полигамии, предполагающей главенство одного из партнеров (многомужество или многоженство), полиамория – союз нескольких людей с равными правами и свободами. Полиамория построена не на общих квартирах и чемоданах, а на любви и эмоционально-сексуальной связи, причем ограничений по полу партнеров у полиаморов нет: они могут с удовольствием обсуждать друг с другом радости отношений и с мужчинами, и с женщинами.

Реклама

Полиамория предполагает отсутствие прав на любимого человека. "Ревности просто нет места, -говорит Лиза, состоящая в отношениях с двумя мужчинами". Она замечает, что пыталась поймать себя на этом "только мое!" ощущении, но без особого толку. Мужчины, с которыми она проводит время, – совершенно разные – и по характеру, и по сексуальным предпочтениям. С одним она жила какое-то время, не стесняя ни себя, ни его обязательствами. С другим – наслаждалась БДСМ-экспериментами, опять же, без дальнейших планов. Сейчас они сохраняют отношения, но Лиза живет отдельно от обоих, чтобы чувствовать себя свободнее.

Базовые параметры полиамории – любовь, уважение, доверие и лояльность. Полиаморами, то есть людьми, чьего ресурса любви хватает на поддержание более чем одной эмоционально-сексуальной связи, являются около 20% людей. Для остальных свободная любовь окажется весьма травмирующим опытом. Если хочется примерить на себя эту роль, можно попробовать хотя бы неделю не интересоваться тем, где сейчас партнер находится, с кем проводит время. Не думать, почему уже полдня ни одного сообщения и что, если он или она сейчас с удовольствием проводит время с кем-то еще.

33-летний Алекс уже несколько лет выбирает для себя только полиаморные отношения. Он пришел к ним после пяти лет гражданского брака, который внезапно закончился накануне свадьбы. С тех пор он предпочитает быть частью полиаморного сообщества, не привязывая никого к себе и не ограничивая требованиями ни одну из партнерш.

Такой тип отношений больше похож на контрзависимость, когда вследствие травмы человек боится сближаться с кем-либо. Он может выглядеть успешным и сильным, с легкостью меняя одни отношения на другие и показательно не привязываясь, любит демонстрировать независимость, бросать первым и декларировать, что главное в его жизни – работа. Однако внутренне при этом он обвиняет других в своей "несчастливости". Причиной такой модели поведения может быть травма – например, "прерванная любовь" (когда ребенок в детстве был надолго брошен матерью). Побороть ее последствия, растопить лед, вытащить человека из роли зависимого может терапия – со специалистом по душевным расстройствам.

Наряду с контрзависимостью плохую репутацию полиамории создает и компенсация

Наряду с контрзависимостью плохую репутацию полиамории создает и компенсация. Компенсация – это неспособность искренне проявлять свои желания и потребности в сложившихся отношениях, популярный случай, когда неспособный быть откровенным человек замещает нехватку секса, экспериментов, новизны или привязанности частотой контактов. У человека, маскирующего компенсационные проблемы мнимой полиаморией, неминуемо возникает проблема с партнерами, которым затыкать чьи-то эмоциональные или сексуальные бреши вряд ли по нраву. Исключение – "жертвы", которые в отношениях ищут способ привычно увериться в жестокости и несправедливости мира.

Еще одна категория, которая мимикрирует под полиаморов, – нарциссы (в частности, перверзные, которые близки к социопатии) – высокомерные, требующие беспрекословного подчинения люди, уверенные в своей непогрешимости и уникальности. Они не способны к сопереживанию и сочувствию, стремятся к власти и высокому положению любым путем, устраивая каждую ситуацию в выгодном для себя ракурсе путем манипуляций и перекручивания фактов. Они любят осуждать людей и их моральные устои, безупречны в позиции "немой укор". Внутренне ощущая свою никчемность и злобу, они стараются быть совершенными принцами на старте отношений и проявляют истинную натуру, когда жертва уже "в сетях".

Перверзные нарциссы часто выступают в роли любителей женщин, хотя по факту последних ненавидят и создают несколько "орбит" отношений, где в первом круге – две самые любимые, жена и любовница или две девушки. Обе, безусловно, те самые и единственные. Та, что считает себя главной, – по факту наиболее ранимая жертва. На следующем уровне может находиться до 7 жертв, с которыми нарцисс играет в благотворителя, заезжего жениха или просто держит на всякий случай, называя все эти связи общением и даже рассказывая о них первым двум. Которые слишком увлечены битвой за первенство, а потому легко прощают шалости своего бога. В группе о таковых в фейсбуке периодически всплывают истории, от которых пробирает ужас. К сожалению, одного осознания проблемы мало, чтобы выйти из западни. А без терапии не обойтись, какую бы роли вы ни занимали в схеме.

Существует еще и полиамория по версии "свингерство". Если свингерство основано на взаимной любви к новизне, экспериментам и безусловном доверии, то такие связи могут оставаться стабильными на многие годы между 2-3 парами. По контексту это наиболее сходно с дружеским сексом, когда пары проводят время друг с другом с всеобщим удовольствием и радостью. Как и во всей полиамории, здесь нужно хорошо знать себя и доверять себе, чтобы точно понимать, что и зачем ты делаешь. Алла живет в таких отношениях несколько лет и единственная проблема – это графики, когда настоящим квестом становится собрать всех четверых в свободное от работ и хобби время, распределить по няням детей и просто расслабиться, не думая о заботах. Но многие играют в свинг, только чтобы порадовать партнера, от ощущения одиночества в отношениях или от отсутствия секса как такового. Встречаются и нарциссы в поисках лишней "галочки" в списке побед. Найти идеальную пару непросто, но игра того стоит. Обычно те, кто пришел раньше, имеют больше уважения, а "новички" должны признавать и уважать иерархию.

Полиамория отличается от других отношений тем, что все участники знают о других в системе и все удовлетворены укладом.

Ирина Морозовская как психотерапевт многие годы работает с полиаморами – как ни странно, у них тоже случаются сложности в отношениях. Например, если один из участников "системы" увлекся кем-то, кто моногамен, – тогда моногамный человек может испытывать потребности забрать полиамора из системы, "наставить на истинный путь". Или в системе появился новый участник и не согласен со сложившимся в "семье" распределением ресурсов. Поскольку любая полиаморная система подразумевает, что все уважают права всех, искривления и изменения нужно решать быстро. Стабильность системы – залог ее сохранности. В системе возможен разлад, если между двумя участниками возникает уровень близости, отбирающий ресурсы (время, средства, внимание), обещанные другим. Нередки случаи, когда все участники системы для легализации отношений в обществе и решения бюрократических проблем женятся между собой в удобном для всех порядке.

Полиаморные системы могут состоять из людей, живущих в одном доме и воспитывающих общих и вообще детей вместе. В таких семьях куда меньше травмированных детей, чем в стандартных моногамных. Потому что искренность и открытость, а заодно принятие родителями себя и своего выбора как нормального и естественного помогают детям не напрягаться относительно мнений общества и вообще не думать о своей семье как о странной. Вдобавок при большем количестве родителей дети не испытывают недостатка во внимании.

Тристан Таормино, американская феминистка и секс-коуч, которая ведет лекции, в том числе, в университетах Лиги Плюща, в своей книге Opening Up о правилах жизни в открытых полиаморных отношениях пишет: никто не против, если в семье трое детей и не сомневается в том, что всех любят одинаково. Люди не против иметь несколько друзей и больше одного домашнего животного. Почему же правила не распределяются на эмоциии и секс?

Opening Up, Тристан Таормино

К сожалению, общество по умолчанию консервативно (обычно за счет церквей) в любой точке земли, есть проблемы с пониманием себя и даже честностью с собой, не говоря уже о смелости выражать себя, свои чувства и потребности. Но если 20% людей в мире способны быть такими и создавать отношения на взаимно-уважительных и удовлетворяющих всех участников системы, почему бы не расслабиться и не признать, что делиться любовью – такое же неотъемлемое право, как дышать.

Текст: Александра Каминская

Что почитать по теме

Д. Анаполь "Любовь и близость с несколькими партнерами"

Ф.Воу "Больше чем двое"

К.Лабриола "Упражнения от ревности"

Э.Шеф "Жизнь в полиаморных семьях"

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.