Как 2010-е годы превратили нас в зависимых от социальных сетей
Помните старые добрые времена, когда Twitter был местом, где все узнавали последние новости и делились мнением о текущих событиях; Facebook – способом поделиться снимками с друзьями и семьей; а Instagram – красиво курированной визуальной платформой? Хотя все они сохранили элементы своего скромного начала, за последнее десятилетие каждая из них также показала свою неукротимую темную сторону.
Twitter стал местом для разжигания ненависти и трайбализма. Политика конфиденциальности данных Facebook неоднократно подвергалась сомнению в связи с тем, как информация передавалась компаниям и политическим партиям. Instagram неоднократно признавали худшим приложением для психического здоровья молодых людей за нереалистичное представление о красоте и успехе, пропагандируемое не только влиятельными лицами, которым платят за это, но и большинством пользователей, которые хотят выглядеть "лучше".
Многочисленные исследования были посвящены тому, как социальные медиа влияют на молодых людей. Так, анализ JAMA Psychiatry, в котором участвовали 6600 американских подростков, показал, что у тех, кто проводит в социальных сетях более трех часов в день, больше шансов заболеть тревогой и депрессией. Исследование, проведенное Elsevier среди 16 000 китайских подростков, также связало увеличение проведенного времени онлайн с депрессией, а авторы отметили, что полученные данные представляют "серьезную проблему для общественного здравоохранения".
61% девушек в возрасте от 11 до 21 года в Великобритании заявили, что считают, что им нужно выглядеть "идеально" (Girl’s Attitudes Survey). Тем не менее, такого рода исследования, как правило, говорят нам о том, что мы уже знаем, поскольку испытали это на себе. Трудно получить количественные данные о том, как именно социальные сети повлияли на наше поведение, потому что технологии все еще относительно новые и постоянно развиваются, но есть широко идентифицируемые темы, которые уже характеризуют наш опыт. О них говорим в этом материале.
Помните это чувство, называемое скукой? Когда нужно было стоять в очереди или сидеть в приемной у стоматолога. Ощущение, которое действительно возникает сейчас только тогда, когда у вас разрядился телефон и поблизости нет зарядного устройства.
За последние 20 лет продолжительность концентрации внимания человека упала до восьми секунд, что меньше, чем у золотой рыбки. Уведомления, бесконечный просмотр ленты, яркий дизайн приложений серьезно повлияли на нашу способность фокусироваться.
"Существуют доказательства того, что наличие рядом смартфона затрудняет фокусировку, даже если вы не пользуетесь телефоном активно", – говорит Эрин Фогель, социальный психолог из Сан-Франциско.
Как рассказывает Тристан Харрис, бывший специалист по этике дизайна Google и мятежник из Силиконовой долины, в своем выступлении на TED "Как горстка технологических компаний контролирует миллиарды умов каждый день" (How a handful of tech companies control billions of minds every day), социальные сети были разработаны с использованием убедительной психологии, чтобы заставить нас возвращаться к их использованию.
Мало того, что мы судим других по ряду изображений, решая, подписываться или отписываться, лайкать или анализировать их по старым фотографиях, мы также научились судить себя извне. Нас преследуют мысли о том, выглядим ли мы успешными, привлекательным, общительными, интересными. Мы идентифицируем наши самые "продаваемые" стороны, рекламируя их в социальных сетях. Instagram превратил нас в мини-бренды и визуальные дневники нашей собственной жизни.
Этот акт видения себя такими, какими нас видят другие, и суждения о себе так, как нас будут судить другие, известен как самообъективация. Доктор Хелен Шарп, психолог, специализирующийся на психическом здоровье подростков, объясняет: "Самообъективация происходит от объективации, когда ваши ценности сходятся исключительно к вашему телу. Поскольку вы знаете, что ваша главная ценность – это внешний вид, вы находитесь под постоянным наблюдением других людей, которые пытаются выяснить, что же в вас такого "интересного". Со временем вы начинаете усваивать этот опыт, самообследуете, постоянно наблюдаете за собой, чтобы убедиться, что вы настолько "ценны", насколько это возможно".
Социальные медиа представляют узкий взгляд на успешную жизнь, изображая красочный мир, гламурные наряды и успешную карьеру. Нет ничего инстаграмного в офисной работе, работе в больнице, преподавании; и чаяния следующего поколения – прямое подтверждение эффекта, который это все произвело. "Инфлюенсер" и "блогер" были вторым и третьим выбором в опроснике "кем вы хотите стать, когда вырастете", заданного группе британских 11–16-летних сети аффилированного маркетинга AWIN. Согласно исследованию Indian Kids Digital Insights Study 2019 года, 73% детей, использующих социальные сети, просят своих родителей покупать им продукты, которые они видят в постах инфлюенсеров.
С другой стороны, социальные сети дали нам и хорошее. Мы поняли, что в численности есть сила, и теперь у нас есть возможность общаться с другими, во-первых, чтобы чувствовать себя менее одинокими, а во-вторых, чтобы добиться изменений.
От онлайн-сообщества LGBTQ+, продвижения бодипозитива и течения #MeToo – социальные сети создали чувство единства и продемонстрировали коллективную власть. Это позволило нам обучать друг друга, защищать друг друга и стимулировать чувство сплоченности. Социальный сети вернули голос тем, кто из-за каких-то причин не имел возможности поделиться важными вещами.
Миллениалы и поколение Z были лабораторными крысами социальных сетей. В последний год или около того, поток начал меняться. Число повстанцев Силиконовой долины растет. Facebook и Instagram наконец-то предпринимают усилия, чтобы делать опыт пользования социальными сетями более позитивным. К примеру, скрытие лайков от пользователей. Количество влиятельных людей, пишущих статьи и посты, срывающих занавес их "идеальной" жизни, растет.
Когда мы начинаем осознавать, что жизнь, которую нам продали социальные медиа, – мечта, – и может быть, не такая уж и великая, мы можем начать воссоединяться с тем, чего мы на самом деле хотим, как со свободолюбивыми людьми, а не как с зависимыми потребителями контента.
2010-е годы были периодом тестирования. Если технологии, обеспечивающие работу социальных сетей, могут каким-то образом развить сознание, потенциально используя искусственный интеллект во благо, и если пользователи смогут нести личную ответственность за свои посты, 2020-е годы могут стать десятилетием быстрых социальных реформ. Остается только на это надеяться.
По материалам vogue.co.uk