Этот году у французской актрисы Леа Сейду полон премьер. Сначала был "Сен-Лоран", где она сыграла легендарную музу и дизайнера Лулу де ля Фалез, позже – греческая картина "Лобстер", получившая в Каннах Приз жюри, 16 июля в украинский прокат выходит мелодрама "Дневник горничной", а осенью – долгожданное продолжение бондианы, картина "007: Спектр", где Сейду сыграла одну из девушек Бонда. И хотя сама актриса признается, что недавно пережила творческий кризис, на ее работе это не отражается: сейчас Леа Сейду, которая 1 июля отпраздновала 30-тилетие, одна из самых востребованных молодых актрис мира.
"Дневник горничной" — экранизация одноименного романа Октава Мирбо, в свое время вызвавшего во Франции литературный скандал. Бенуа Жако взялся за экранизацию вслед за мэтрами европейского кино – Жаном Ренуаром и Луисом Бунюэлем. Роль Селестины до Сейду играли самые знаменитые актрисы: в 1946 году роль исполнила американка Полетт Годар, которая успела побывать замужем за двумя легендарными мужчинами – Чарли Чаплином и Эрихом Мария Ремарком; а в 1964 год в фильме Бунюэля главную роль сыграла Жанна Моро, звезда французской "новой волны".
Действие фильма происходит во Франции конца ХIХ века: историческое костюмное кино очень идет Сейду, которую мир узнал как девушку с голубыми волосами в эротической драме "Жизнь Адель" Абделатифа Кешиша. В фильме Бенуа Жако у Сейду тоже соблазнительный образ: она играет строптивую и эффектную горничную, которая перезжает из Парижа в провинцию, поступает на службу и страдает от сексуальных домогательств со стороны хозяина. Но Селестина не так проста, как кажется на первый взгляд – она умна и жестока, и во чтобы то ни стало хочет вывести на чистую воду подлых буружа, на которых работает.
Допремьерный показ "Дневник горничной" состоится 15-го июля на Одесском кинофестивале. Накануе премьеры Леа Сейду рассказала Vogue.ua о съемках в фильме и творческом кризисе.
О выборе ролей
Все просто: я выбираю сценарии, которые цепляют за душу. "Дневник горничной" – именно тот случай: это оригинальная и современная история. Я люблю фильмы, которые не идут по проторенной дорожке.
О кризисе
Эта работа появилась в моей жизни в сложный период: после большого успеха фильма "Жизнь Адель" я сомневалась в себе как в актрисе, и думала, что, возможно, стоит попробовать себя в чем-то другом. И тут возник сценарий "Дневника горничной" – и Бенуа Жако вернул мне способность получать удовольствие от работы. Свои слабости и депрессию я превратила в силу. И оказалось, что дискомфорт и неуверенность на самом деле могут сыграть вполне продуктивную роль в жизни актера – и оказаться очень ценными. Так вышло у меня: я снова поверила в кино.
Леа Сейду и Бенуа Жако на премьера фильма в Париже
О "Дневнике горничной"
Моя героиня Селестина – прагматик, который старается выжить в любых условиях. Она никогда не позволит себе быть побежденной. Если ей нужно будет принять работу в провинции, она примет ее – при этом она делает из себя жертву, она горда, более того, у нее есть определенная доля снобизма, и самое интересное, что для того, чтобы его показать, ей даже говорить необязательно, все написано у нее на лице. Она очень умна, видит людей наскозь, легко прочитывает их мелочность и слабость. Но это ни в коем случае не история о слабой девушке и жестоких хозяевах: да, хозяева эксплуатируют ее, но порой она вполне в состоянии эксплуатировать их в ответ.
О хитростях профессии
Честно признаюсь, дольше всего я репетировала... осанку Селестины. Моя героиня горда и самоуверенна, поэтому она должна была ходить с невероятно гордой, "холодной" спиной. Это мой "пунктик" – когда я играю определенную героиню, я всегда стараюсь найти ту самую позу, ту пластику, которые были бы для нее характерны. И когда я нахожу это, мне кажется, у меня в руках оказываются все ключи к роли. Селестина в ее платьях с узким жестким корсетом держится очень ровно и сдержанно – она пример собранности и силы!
О костюмах
Один из главных вызовов фильма в том, что действие происходит в другом веке. Моя героиня выглядит, как девушка конца 19-го века, и при этом она должна оставаться живой и современной. Мне очень помогла воинственность Селестины – я думаю, она отражает время, в котором мы живем, время сильных и независимых женщин, которые берут дело в свои руки. Помогли и костюмы: они аутентичны, но при этом очень современны. На площадке мы наделяли их жизнью и носили так, как носят одежду в 21 веке, более того, мы использовали их также манипулятивно, как используют сегодня одежду – где-то привлекали внимание к себе, своей внешности, где-то, наоборот, скрывали что-то при попощи костюмов.
Когда наш художник по костюмам Анаис Роман работала над моим образом, она вдохновлялась, в частности, знаменитой картиной Эдуарда Мане "Бар в "Фоли-Бержер". На ней изображена Сюзан – девушка, которая работала в культовом парижском кабаре "Фоли-Бержер". На ней черный бархатный жакет с кружевами, и зритель может только догадываться о том, что тонкая осиная талия девушки затянута в жесткий корсет. Примерно такие же наряды носила и моя героиня – в них было непросто двигаться, но они делали меня куда более собранной и сильной.
"Бар в "Фоли-Бержер", автор Эдуард Мане
Когда мы готовились к съемкам, у нас было очень мало репетиций: Бенуа любит, чтобы на площадке все рождалось спонтанно. Этот эффект неожиданности очень помогает во время съемок: вдруг оказалось, что страх, который я испытывала из-за отсутствия репетиций, помог мне собраться и выдать перед камерой все, что я могла. И я поняла, что страх – это определенно то, что стоит использовать в работе над ролью.
"Я – это мои роли"
Я никогда не выхожу из роли. Зачем? Я – это мои роли, сумма моих ролей. От этого никуда не денешься, не убежишь. Сегодня я – девушка Бонда с пистолетом в руках, завтра – горничная в платье с корестом из 1897 года. Это фантастическая работа.