Не такая как все: что нужно знать о писательнице Сьюзен Зонтаг
16 января родилась писательница и философ Сьюзен Зонтаг, на эссе которой была основана прошлогодняя масштабная выставка "Кэмп: записки о моде" в музее Метрополитен. Vogue.ua рассказывает о ней больше.

Писатель, профессор и активист Сьюзен Зонтаг – одна из самых провокационных интеллектуалов XX века. По ее словам, литература стала для нее паспортом, который позволил перейти границу к большей жизни – то есть зоны свободы. Она была противоречивой и славилась революционными настроениями. Она защищала права женщин и занимала активную позицию. Ее и хвалили, и критиковали одновременно за заметки об американской культуре. Многие ее политические эссе сегодня актуальны также, как и 50 лет назад. Vogue UA рассказывает что нужно знать о Сьюзан Зонтаг.
Зонтаг родилась и большую часть жизни провела в Нью-Йорке, училась в лучших вузах страны – университете Беркли и Гарвардском университете, преподавала в Колумбийском университе. Один раз писательница была замужем, но большую часть жизнь прожила с фотографом Энни Лейбовиц – они познакомились в 1989 году на съёмках и были вместе до 2004 года, пока Зонтаг не умерла. Самые знаменитые портреты Зонтаг сделала именно Лейбовиц. О фотографии у писательницы было особое мнение." Сфотографировать человека — значит совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видит, узнать о нём то, чего он не знал, словом, превратить его в объект, которым можно символически владеть. Если камера — сублимация оружия, то фотографирование — сублимированное убийство", – так писала Зонтаг.

Зонтаг была человеком с четко выраженной позицией, широкими интересами и открытым взглядом на мир. С молодости она была сторонницей открытых дискуссий, позже стала антивоенным спикером. Во времена войны во Вьетнаме писательница была одной из немногих, кто отправился в Азию, чтобы лично увидеть происходящее, не доверяя американским медиа. Позже, во время войны в Югославии, Зонтаг поехала в Сараево, чтобы поставить спектакль по пьесе Беккета в разрушенном бомбардировками театре.

Зонтаг начала писать еще подростком и уже в первых текстах затрагивала темы, которые будут волновать ее всегда. Уже в школьных эссе она говорила о последствиях Второй мировой войны, сравнивания практически нетронутые Штаты и Европу, где бомбардировки не пощадили никого.
К теме смерти, жертв и тревоги она обращается в своих эссе "Болезнь как метафора" и "СПИД и его метафоры". В них Зонтаг излагает свои чувства по поводу длительной борьбы с раком и скорбь по ближайшим друзьям, умершим во время эпидемии СПИДа.

Сьюзан много писала о феминизме и равных правах в обществе. Но помимо остросоциальных тем Зонтаг говорила и об искусстве 60-х. Критические статьи были ее страстью. Круг ее вопросов – фотография, мода, массовый вкус, этика. В том числе под влиянием друзей и возлюбленных появились ее тексты о кэмпе и хэппенингах, Сартре, Камю, Годаре и современном театре.

Четыре художественных книги, сотни статей об искусстве, кино и обществе – творчество Зонтаг охватило 70 лет американской истории с 1933 года. Самые важные тексты – "Заметки о Кэмпе", "Против интерпретации", "Когда мы смотрим на боль других" и сборник эссе "О фотографии".

Зонтаг сложно назвать иконой моды, но она, бесспорно, была очень стильной. Она любила мужские брюки, сорочки, водолазки, позже – обьемные вязаные кардиганы, практически не красилась и была очень фотогеничной. Лучшие ее портреты делала не только Энни Лейбовиц, но и еще один знаменитый художник – Энди Уорхол. "У вкуса нет ни системы, ни доказательств,- Сьюзен Зонтаг в "Заметках о кэмпе". Однако существует нечто вроде логики вкуса: постоянная чувствительность, которая всегда лежит в основе, взращивая вкус. Чувствительность почти — но не абсолютно — невыразимая. Всякая чувствительность, которая может быть втиснута в жесткий шаблон системы или схвачена грубыми орудиями доказательства, перестает быть чувствительностью. Она затвердевает идеей".