КУПИТИ КВИТКИ

Балет и мода

Балет и мода дружат давно. Сотрудничество двух красивых искусств началось еще в первые десятилетия XX века,  и у его истоков стояла Коко Шанель: в 1924 году по просьбе своего друга Сергея Дягилева она создала костюмы к балету "Голубой экспресс". Ее дело продолжили Пьер Карден и Ив Сен-Лоран, которые в середине века шили пачки специально для своей музы, великой балерины Майи Плисецкой. А буквально несколько дней назад в костюмах дизайнера Вивьен Вествуд на сцену вышли артисты Венского государственного балета. Vogue.ua выбрал пять самых интересных балетных коллабораций последних лет.


Эскиз Ива Сен-Лорана для костюма Майи Плисецкой, 1973 год

Рикардо Тиши и "Болеро"
В мае 2013 года артистов балета Парижской национальной оперы "одел" итальянец Рикардо Тиши. В интервью британскому Vogue дизайнер признался, что долгие годы это было его мечтой. И добавил, что, хотя поработать с балетом его приглашали давно, он отказывался, не чувствуя себя готовым к такой ответственности. А вот предложение сделать костюмы для спектакля Парижской оперы, одного из  главных оперных театров мира, оказалось очень заманчивым для креативного директора Givenchy.







"Болеро" – небольшой балет, который в начале XX века композитор Морис Равель посвятил великой Марлен Дитрих. В работе над ним в Парижской опере компанию Рикардо Тиши составила Марина Абрамович, звезда мирового contemporary art, которая создала для "Болеро"  сценографию. Что же касается костюмов, то, по задумке Рикардо Тиши, они представляют собой прозрачные трико и платья, расшитые кружевной аппликацией, которая отчетливо напоминает человеческий скелет. Тиши объясняет свою идею: "Я стремился, чтобы актеры на сцене чувствовали себя нагими" и добавляет, что необычные костюмы выражают двойственность его личности – мрачность и романтичность.

Гарет Пью и Carbon life
Авангардист Гарет Пью открыл для себя театр еще в 10 лет, когда на день рождения мать повела его послушать мюзикл "Призрак оперы". С тех пор театр стал  страстью будущего дизайнера: сначала он поступил в балетный кружок, а в 14 лет  устроился в труппу в Лондонского молодежного театра, правда, большую часть времени пропадал не на сцене, а в костюмерной, помогая художнику по костюмам.


Гарет Пью

В 2012 году британец вернулся в театр – и сделал это ярко, приняв участие в интереснейшей коллаборации Лондонской королевской оперы. Он создал костюмы для авангардного балета Carbon life, музыку для которого написал нью-йоркский ди-джей и продюсер Марк Ронсон. Стиль Пью в балетных костюмах более чем узнаваем: сложные формы, геометрия и футуризм, аскетичные цвета.


Балет Carbon life


Gareth Pugh Prefall 2011


Gareth Pugh Prefall 2011

На первый взгляд, костюмы меньше всего похожи на танцевальные – например, вместо традиционных пуант дизайнер предложил танцовщикам... пластиковые сапоги. Но Пью утверждает, что поскольку он сам танцевал, то хорошо знает, как сделать костюм безопасным для танцовщика и гарантировать ему свободу движения.



Чапурин и "Отражение"
В январе 2011 года к актуальной балетной тенденции присоединились и российские театры. Для международного  проекта "Отражения", который поставили звезды современного балета Начо Дуато, Уэйн Макгрегор и Марио Бигонцетти, костюмы создал российский дизайнер Игорь Чапурин. Он – опытный театральный художник, это его пятая постановка в Большом. На этот раз модельер создал костюмы для танцовщиц Натальи Осиповой, Екатерины Крысановой и Екатерины Шипулиной. На сцене девушки появились в кожаных пачках, которые, по словам Чапурина, являются аллюзией на кожаную форму римских центурионов. Интересно, что в необычные пачки, в которых вполне удобно двигаться, балерины переодевались прямо на сцене во время спектакля.



Moschino и Английский балет
Несколько лет назад на эксперименты с костюмами решился и Английский национальный балет, который всегда славился своей любовью  к строгой классике. Несколько лет назад в театре произошел ребрендинг, и для первой рекламной кампании в его рамках эффектные пышные платья для балерин создала британский дизайнер Вивьен Вествуд.


Платье Вивьен Вествуд для Английского национального балета

А в 2011 году на  гала-вечере  Английского национального балета танцовщица Фернанда Оливейра появилась на сцене не в традиционной  белой пачке, а в эффектной черной из тюля, расшитой перламутровыми пуговицами. Для звезды британского балета ее создал итальянский модный дом Moschino. После выступления уникальная пачка была продана на аукционе.


Пачка Moschino



Валентино Гаравани и New York City Ballet
Чаще всего в дизайнерских костюмах на сцену выходят танцовщики New York City Ballet – одной из самых известных трупп, экспериментирующий в сфере современного балета. Связано это, скорее всего, с тем, что главой попечительского совета труппы является Сара Джессика Паркер, которая дружна со многими модельерами. Так, в 2012 году благодаря инициативе актрисы 16 костюмов для спектаклей  New York City Ballet создал Валентино Гаравани.


Сара Джессика Паркер и Валентино Гаравани

Создавая костюмы для трех небольших балетов, Валентино вдохновлялся сочинением "Рубины" Стравинского – вполне ожидаемо, что главным цветом платьев и пачек стал именно красный. После этой работы Валентино обмолвился, что теперь как художник мечтает поработать с Большим театром.





А в 2013 году на осенний гала-вечер Нью-йоркского городского балета, на котором традиционно собрались Натали Портман, Сара Джессика Паркер, Дрю Беримор и другие звезды, костюмы для труппы создали сразу три дизайнера – Айрис ван Херпен, Оливье Тискенс и Прабал Гурунг. Каждый из них работал со своим хореографом и позволил себе "поиграться" – так, Ван Херпен создала пачки из лакированной кожи и пластиковых деталей для балета Бенджамина Милпье, супруга Натали Портман.


Костюм, придуманный Айрис Ван Херпен


Работа Оливье Тискенса


Костюмы Оливье Тискенса


Костюмы Прабала Гурунга

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.