Злоба дня и виртуальная реальность: какой будет выставка номинантов Премии PinchukArtCentre 2018
23 февраля в PinchukArtCentre открывается выставка номинантов на премию PinchukArtcentre 2018. Vogue.ua побывал на монтаже и узнал, о чем думают молодые художники.
Еще в январе PinchukArtcentre закрылся для смены экспозиции. Четыре этажа погрузились в капитальный арт-ремонт: стены рушат и строят, грунтуют и красят – все ради молодого искусства. Конкурс PinchukArtCentre проводят раз в два года. Для организаторов это возможность исследовать и показать публике молодую украинскую арт-сцену, а для участников – реализовать свой проект в стенах одного из самых влиятельных центров современного искусства в стране.
Среди почти семисот заявок жюри конкурса выбрали всего двадцать художников. "При отборе у жюри не было цели представить работы со всех регионов страны, – рассказывает куратор выставки Татьяна Кочубинская, – Определяющим для нас была уникальность общей практики авторов – ее целостность, последовательность и глубина. Нам было важно, чтобы участники создавали естественные для своего творчества работы". Татьяне то и дело приходится отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с рабочими и художниками.
Шорт-лист в этом году наполовину состоит из тех, кто уже неоднократно сотрудничал с центром или принимал участие в конкурсе, остальные здесь впервые. Кроме работ номинантов на выставке также представят инсталляцию победительницы международной премии Future Generation Art Prize 2017 – Динео Сеше Бонапе, художницы из ЮАР. Специально для этой большой инсталляции сюда привезли около 15 тонн земли. Грунт заполняет все пространство комнаты, а посередине – большой деревянный каркас причудливой формы. Динео рассуждает о судьбе собственной страны, своей идентичности, обращается к религиозным и культурным южноафриканским традициям. Арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф говорит, что работа находится на грани политических и религиозных смыслов, а сама художница умело переносит ленд-арт в пространство галереи.
Выставка номинантов начинается на втором этаже. Каждая работа – это отдельное художественное высказывание, что, по словам куратора, сложно сочетать в одном пространстве. Однако в том, как они разместились, наблюдается логика. Сначала мы погружаемся в политическую и социальную проблематику, где художники рассуждают о злобе дня, а ближе к верхнему этажу авторы рефлексируют на темы будущего, используя инновационные технологии.
В одной из комнат царит полная разруха. Нужно внимательно смотреть под ноги: везде разбросаны обломки гипсокартона, дерева, пластиковых бутылок. Вход в пространство открывает фотография большого формата: на фоне могильных крестов висит надпись "Ваши жертвы были напрасны". Несколько экранов транслируют видео: гром салютов и взрывов, крики митингующих. Это тотальная инсталляция известного художника Саши Курмаза, которая наверняка погрузит зрителя в состояние стресса.
Вход в пространство другого проекта – художницы Алины Клейтман – завешен шубами. В соседнем зале ей помогают настроить проектор. Здесь вскоре будет транслироваться ее работа о том, как проживание в тесном пространстве заставляет людей стирать личные границы друг друга в физическом и ментальном смысле.
На самом верхнем этаже – никакой политики и социальных тем. В одной из комнат в окружении нескольких проекторов воссоздана целая кухня – старая плита с мойкой, холодильник, а в уголке столик со скатертью. На экранах транслируется 3D-анимация. В ней мы видим эту же кухню, по которой кружат несколько человек. Я сразу же вспоминаю видеоработу "Бабушка в космосе", увиденную прошлой осенью на Фестивале молодых художников в Мыстецком Арсенале, и узнаю почерк художницы Юлианы Голуб.
Арт-директор центра Бйорн Гельдхоф признается, что из года в год ему особенно интересно наблюдать, как меняется тематика работ художников. Так зритель может проследить, что волнует молодое поколение сегодня. Победителей PinchukArtPrize определят в марте, а сама выставка номинантов продлится до мая.